Мистические загадки сибирских кладов
Ещё со времён походов Ермака существуют легенды о кладах, схороненных в суровых и бескрайних просторах Сибири. Умы переселенцев-смельчаков, приехавших в заснеженный и недружелюбный край из европейской части государства российского, уже в 17-м веке занимали предания о несметных сокровищах хана Кучума, якобы зарытых вдоль рек Тавды и Тобола, в урочище Бабасан и в курганах в устье Иртыша.
По сохранившимся архивным данным действительно в этих и ряде других мест не раз находили серебряные доспехи, золотые украшения, драгоценные камни и языческих идолов, отлитых из благородного металла. Кладоискательство было довольно распространённым занятием у жителей Зауралья, хотя и считалось весьма рискованным. Имело место стойкое убеждение, что тот, кто прячет свои сокровища от посторонних глаз, совершает над ними всевозможные заклинания-обереги. Так существовало поверье о зарывании клада на определённое количество голов.
Это значило, что, к примеру, клад, спрятанный на тридцать голов, приносит тридцати кладоискателям смерть и открывается лишь тридцать первому.
В Тобольской губернии в 17-19 веках среди жителей были распространены предания о том, что клады показываются под ногами в виде огоньков над тем местом, где они схоронены. Старожилы юга Западной Сибири верят в то, что клады являются в виде горящей (иногда перед иконой) свечи. В этом случае рекомендуется ударить по свече рукой и проговорить: «Аминь, аминь, рассыпься!». После чего клад будто бы тотчас должен появиться сундуком, котлом или бочонком, набитым монетами или драгоценностями.
Считалось, что сокровища одного клада показываются лишь единожды, другим же можно пользоваться несколько раз. Так в газете «Иркутские ведомости», выходившей в начале 20-го века, была опубликована статья о том, как один рыбак нашёл на берегу Ангары клад золотых монет. Взяв столько, сколько мог унести за один раз, он пообещал кладу к определённому сроку вернуть одолженные деньги. В означенное время он сдержал слово, а вскоре вновь воспользовался сокровищами клада.
Так продолжалось несколько лет. Рыбак разбогател, занялся торговлей и стал весьма уважаемым в Иркутске купцом. Но однажды, то ли по забывчивости, то ли из жадности он не вернул взятые у клада монеты. В итоге клад исчез и более ему не открывался. Вскоре купец разорился, потерял всё имущество, нажитое за годы общения с кладом, проворовался и закончил свои дни в — Илимском остроге.
В Сибири до наших дней живо поверье о том, что многие клады спрятаны на старых кладбищах. Покойники и всякая нечисть зорко стерегут богатства, созданные на крови и слезах, и горе тому, кто рискнёт потревожить их покой. В Томском краеведческом музее хранится «Колдовская тетрадь» — потрёпанная рукописная книжица в чёрном кожаном переплёте, датированная девяностыми годами 19-го века — в которой, помимо заговоров, колдовских обрядов и знахарских рецептов, описывается ритуал «схорона кладезя на упокой».
Безымянный автор «Колдовской тетради» советует взять горсть земли с девятидневной могилы утопленника или самоубийцы, перемешать её с драгоценностями, поместить всё это в сосуд и запечатать его сургучной печатью с изображением перевёрнутого креста. Затем рекомендуется поймать чёрную кошку, умертвить её, содрать с животного шкуру и обернуть ею запечатанный сосуд.
После этого в полнолуние следует придти на кладбище, найти самую свежую могилу, разрыть её и положить туда драгоценности, трижды произнеся при этом: «Разойдись река, разойдись небеса, а старая кошка восстань из праха. Печать моя крепка, слово моё верно. Аминь!». Закопав могилу, нужно трижды плюнуть на неё и уйти с кладбища спиной вперёд.
Некоторые клады открываются только тем людям, которым предназначены. К примеру, родственникам, друзьям, близким, потомкам. Бывает, что клады находят своих новых хозяев через десятилетия и столетия.
Эта история произошла в конце 60-х годов прошлого века с жительницей старинного сибирского городка Бийска Ириной Николаевной К. В те годы молодой женщине почти каждую ночь стал сниться сон, в котором ей являлся огромный мужик с чёрной бородой. Он по-хозяйски заходил в залитую солнцем комнату и садился на стул рядом с печью…
Так продолжалось на протяжении нескольких месяцев. Ирина обошла всех знакомых, пытаясь узнать, что бы это могло значить, но никто не мог истолковать её странный сон. Вскоре Ирине стал сниться её отец, погибший в сорок первом под Ржевом. Он брал испуганную женщину за руку и подводил к бородатому мужику, сидевшему на стуле. Во сне Ирина отчётливо видела убранство комнаты, иконы в углу, зелёные изразцы на белёной печи. Ирина начинала плакать и просыпалась. Однажды её свели с очень древней старухой-знахаркой, жившей на окраине города в покосившемся домишке.
Та внимательно выслушала взволнованную женщину и сказала, что, бородатый мужик — один из умерших родственников Ирины, и он пытается ей что-то показать. Придя домой, Ирина принялась внимательно рассматривать старые семейные фотографии, на одной из которых и опознала да снившегося ей чуть ли не каждую ночь бородача.
Под выцветшей и потрескавшейся фотографией красивым каллиграфическим л почерком была указана дата снимка и имя незнакомца. Им оказался прадед Ирины, раскулаченный и расстрелянный в 1921 году. Она вспомнила рассказы матери о том, как они жили в Матвеевке — небольшой деревушке под Бийском, и как в начале тридцатых годов переехали в город, где и родилась Ирина.
Взяв отпуск, женщина приехала в Матвеевку и с трудом, но всё же разыскала улицу и дом, в котором когда-то жили её предки. Вернее не дом, а то, что от него осталось — рассыпавшийся, поросший бурьяном фундамент, провалившиеся доски пола, полуразрушенная печь. По сохранившемуся фрагменту изразца Ирина узнала печь из своего странного сна. Повинуясь какой-то силе, она принялась ощупывать печную стенку, потянула на себя выступавший кирпич, и вдруг из образовавшегося отверстия к её ногам вывалился небольшой, покрытый ржавчиной металлический ящик.
Отогнув проволоку, крепившую вместо замка тонкие дужки, она открыла его и обомлела. Ящик был до краёв набит золотыми червонцами. Скорее всего, хитрый прадед Ирины успел незадолго до ареста спрятать накопленное богатство, сохранив его тем самым для будущих поколений.
Много легенд и историй связано со знаменитым золотым запасом адмирала Колчака, который был спрятан во время отступления его армии через всю Сибирь на восток. На протяжении восьми десятилетий государственные органы, археологи, исследователи истории и авантюристы безрезультатно искали десять с половиной тонн драгоценных слитков, монет царской чеканки и ювелирных изделий, созданных лучшими российскими, итальянскими и английскими мастерами 16-19 веков.
Назывались самые разные места возможного захоронения клада — Омск, Новосибирск, Тобол, Иркутск. В архивах НКВД сохранились протоколы допросов десятков офицеров колчаковской армии. В числе прочих вопросов чекистов интересовала информация об исчезнувшем золотом запасе. Однако ни кто из арестованных не знал место захоронения самого крупного клада Сибири. Со временем сформировалось убеждение, что адмирал Колчак тайну местонахождения золотого запаса унёс с собой в чистые воды Ангары. Впрочем, некоторые факты ставят под сомнение эту теорию.
В Листвянке — небольшой деревушке, что на берегу Байкала — старожилы помнят легенду о нелюдимом старике, жившем в их краях. Утверждалось, что он был при Колчаке последним денщиком и именно ему адмирал раскрыл тайну клада. Этому денщику чудом удалось избежать ареста. Он сменил имя и фамилию, уехал в глухую деревеньку, где до самой смерти примерно в середине пятидесятых годов и прожил тихо и скромно, зарабатывая себе на хлеб насущный кладкой печей и сапожным ремеслом.
Необщительный старик воспитывал приёмную дочь, которой, скорее всего, и рассказал о своей тайне. Косвенно это подтверждает тот факт, что женщина, которую хорошо знали в Листвянке, после смерти отца неожиданно уезжает в Свердловск, а оттуда в период «оттепели» в середине шестидесятых годов эмигрирует в США и открывает собственный прибыльный бизнес.
Мистическим ореолом окутаны захоронения скифских курганов на Алтае. Десятки рукотворных холмов рассыпаны по его предгорьям. Малая часть из них уже исследована археологами. Так десять лет назад в одном из курганов был обнаружен «Золотой человек». Это название хорошо сохранившаяся мумия получила из-за того, что была одета в доспехи из золота высокой пробы. Радиоуглеродный анализ показал её возраст — 6500 лет.
Рядом с мумией были обнаружены золотые украшения, общий вес которых составил более семи килограммов. В кургане также нашли пластину из чёрного камня неизвестного происхождения со странной надписью, выполненной клинописью. Расшифровать дословно написанное пока не удалось, однако учёные пришли к выводу, что на ней начертано проклятие, которое, видимо, сбывается. Так пятеро из тех, кто принимал участие в раскопках, к настоящему времени уже мертвы.
В конце девяностых годов монгольекая экспедиция из одиннадцати учёных проводила исследования пещер, расположенных в Горном Алтае в районе Сёминского перевала. В пещерах были обнаружены десятки ритуальных захоронений, много бронзового оружия, доспехов, золотых и серебряных украшений.
Через три месяца после начала работ мощный селевый поток смыл лагерь исследователей. Погибло трое учёных, после чего раскопки были прерваны. В начале 2003 года в районе плато Укок была обнаружена прекрасно сохранившаяся мумия женщины, получившая название от места проведения раскопок — «принцесса Укок».
Богато убранная мумия была вывезена в Новосибирск в один из исследовательских институтов, что вызвало волну недовольства среди жителей Алтая, считавших умершую прародительницей алтайского народа. Местные шаманы предупредили о возможных серьёзных последствиях такого непочтительно отношения к принцессе и священному захоронению.
Учёные не вняли протестам. В результате в сентябре 2003 года по Алтаю прокатилась волна сильных землетрясений с эпицентром, находящимся в семидесяти километрах от места раскопок. Был разрушен ряд посёлков. Толчки ощущались даже в Кемеровской и Новосибирской областях, в Туве и Хакассии…
Ещё в 18-м веке Ломоносов говорил: «Богатство России прирастать Сибирью будет». Конечно, в первую очередь он имел в виду её несметные природные ресурсы. Однако, вслушиваясь в глубинный смысл высказывания великого российского учёного и помня его удивительную прозорливость можно предположить, что вёл он речь и о несметных богатствах, скрытых в суровых землях бескрайней страны Сибири человеческой рукой.
Сергей Кожушко
По сохранившимся архивным данным действительно в этих и ряде других мест не раз находили серебряные доспехи, золотые украшения, драгоценные камни и языческих идолов, отлитых из благородного металла. Кладоискательство было довольно распространённым занятием у жителей Зауралья, хотя и считалось весьма рискованным. Имело место стойкое убеждение, что тот, кто прячет свои сокровища от посторонних глаз, совершает над ними всевозможные заклинания-обереги. Так существовало поверье о зарывании клада на определённое количество голов.
Это значило, что, к примеру, клад, спрятанный на тридцать голов, приносит тридцати кладоискателям смерть и открывается лишь тридцать первому.
В Тобольской губернии в 17-19 веках среди жителей были распространены предания о том, что клады показываются под ногами в виде огоньков над тем местом, где они схоронены. Старожилы юга Западной Сибири верят в то, что клады являются в виде горящей (иногда перед иконой) свечи. В этом случае рекомендуется ударить по свече рукой и проговорить: «Аминь, аминь, рассыпься!». После чего клад будто бы тотчас должен появиться сундуком, котлом или бочонком, набитым монетами или драгоценностями.
Считалось, что сокровища одного клада показываются лишь единожды, другим же можно пользоваться несколько раз. Так в газете «Иркутские ведомости», выходившей в начале 20-го века, была опубликована статья о том, как один рыбак нашёл на берегу Ангары клад золотых монет. Взяв столько, сколько мог унести за один раз, он пообещал кладу к определённому сроку вернуть одолженные деньги. В означенное время он сдержал слово, а вскоре вновь воспользовался сокровищами клада.
Так продолжалось несколько лет. Рыбак разбогател, занялся торговлей и стал весьма уважаемым в Иркутске купцом. Но однажды, то ли по забывчивости, то ли из жадности он не вернул взятые у клада монеты. В итоге клад исчез и более ему не открывался. Вскоре купец разорился, потерял всё имущество, нажитое за годы общения с кладом, проворовался и закончил свои дни в — Илимском остроге.
В Сибири до наших дней живо поверье о том, что многие клады спрятаны на старых кладбищах. Покойники и всякая нечисть зорко стерегут богатства, созданные на крови и слезах, и горе тому, кто рискнёт потревожить их покой. В Томском краеведческом музее хранится «Колдовская тетрадь» — потрёпанная рукописная книжица в чёрном кожаном переплёте, датированная девяностыми годами 19-го века — в которой, помимо заговоров, колдовских обрядов и знахарских рецептов, описывается ритуал «схорона кладезя на упокой».
Безымянный автор «Колдовской тетради» советует взять горсть земли с девятидневной могилы утопленника или самоубийцы, перемешать её с драгоценностями, поместить всё это в сосуд и запечатать его сургучной печатью с изображением перевёрнутого креста. Затем рекомендуется поймать чёрную кошку, умертвить её, содрать с животного шкуру и обернуть ею запечатанный сосуд.
После этого в полнолуние следует придти на кладбище, найти самую свежую могилу, разрыть её и положить туда драгоценности, трижды произнеся при этом: «Разойдись река, разойдись небеса, а старая кошка восстань из праха. Печать моя крепка, слово моё верно. Аминь!». Закопав могилу, нужно трижды плюнуть на неё и уйти с кладбища спиной вперёд.
Некоторые клады открываются только тем людям, которым предназначены. К примеру, родственникам, друзьям, близким, потомкам. Бывает, что клады находят своих новых хозяев через десятилетия и столетия.
Эта история произошла в конце 60-х годов прошлого века с жительницей старинного сибирского городка Бийска Ириной Николаевной К. В те годы молодой женщине почти каждую ночь стал сниться сон, в котором ей являлся огромный мужик с чёрной бородой. Он по-хозяйски заходил в залитую солнцем комнату и садился на стул рядом с печью…
Так продолжалось на протяжении нескольких месяцев. Ирина обошла всех знакомых, пытаясь узнать, что бы это могло значить, но никто не мог истолковать её странный сон. Вскоре Ирине стал сниться её отец, погибший в сорок первом под Ржевом. Он брал испуганную женщину за руку и подводил к бородатому мужику, сидевшему на стуле. Во сне Ирина отчётливо видела убранство комнаты, иконы в углу, зелёные изразцы на белёной печи. Ирина начинала плакать и просыпалась. Однажды её свели с очень древней старухой-знахаркой, жившей на окраине города в покосившемся домишке.
Та внимательно выслушала взволнованную женщину и сказала, что, бородатый мужик — один из умерших родственников Ирины, и он пытается ей что-то показать. Придя домой, Ирина принялась внимательно рассматривать старые семейные фотографии, на одной из которых и опознала да снившегося ей чуть ли не каждую ночь бородача.
Под выцветшей и потрескавшейся фотографией красивым каллиграфическим л почерком была указана дата снимка и имя незнакомца. Им оказался прадед Ирины, раскулаченный и расстрелянный в 1921 году. Она вспомнила рассказы матери о том, как они жили в Матвеевке — небольшой деревушке под Бийском, и как в начале тридцатых годов переехали в город, где и родилась Ирина.
Взяв отпуск, женщина приехала в Матвеевку и с трудом, но всё же разыскала улицу и дом, в котором когда-то жили её предки. Вернее не дом, а то, что от него осталось — рассыпавшийся, поросший бурьяном фундамент, провалившиеся доски пола, полуразрушенная печь. По сохранившемуся фрагменту изразца Ирина узнала печь из своего странного сна. Повинуясь какой-то силе, она принялась ощупывать печную стенку, потянула на себя выступавший кирпич, и вдруг из образовавшегося отверстия к её ногам вывалился небольшой, покрытый ржавчиной металлический ящик.
Отогнув проволоку, крепившую вместо замка тонкие дужки, она открыла его и обомлела. Ящик был до краёв набит золотыми червонцами. Скорее всего, хитрый прадед Ирины успел незадолго до ареста спрятать накопленное богатство, сохранив его тем самым для будущих поколений.
Много легенд и историй связано со знаменитым золотым запасом адмирала Колчака, который был спрятан во время отступления его армии через всю Сибирь на восток. На протяжении восьми десятилетий государственные органы, археологи, исследователи истории и авантюристы безрезультатно искали десять с половиной тонн драгоценных слитков, монет царской чеканки и ювелирных изделий, созданных лучшими российскими, итальянскими и английскими мастерами 16-19 веков.
Назывались самые разные места возможного захоронения клада — Омск, Новосибирск, Тобол, Иркутск. В архивах НКВД сохранились протоколы допросов десятков офицеров колчаковской армии. В числе прочих вопросов чекистов интересовала информация об исчезнувшем золотом запасе. Однако ни кто из арестованных не знал место захоронения самого крупного клада Сибири. Со временем сформировалось убеждение, что адмирал Колчак тайну местонахождения золотого запаса унёс с собой в чистые воды Ангары. Впрочем, некоторые факты ставят под сомнение эту теорию.
В Листвянке — небольшой деревушке, что на берегу Байкала — старожилы помнят легенду о нелюдимом старике, жившем в их краях. Утверждалось, что он был при Колчаке последним денщиком и именно ему адмирал раскрыл тайну клада. Этому денщику чудом удалось избежать ареста. Он сменил имя и фамилию, уехал в глухую деревеньку, где до самой смерти примерно в середине пятидесятых годов и прожил тихо и скромно, зарабатывая себе на хлеб насущный кладкой печей и сапожным ремеслом.
Необщительный старик воспитывал приёмную дочь, которой, скорее всего, и рассказал о своей тайне. Косвенно это подтверждает тот факт, что женщина, которую хорошо знали в Листвянке, после смерти отца неожиданно уезжает в Свердловск, а оттуда в период «оттепели» в середине шестидесятых годов эмигрирует в США и открывает собственный прибыльный бизнес.
Мистическим ореолом окутаны захоронения скифских курганов на Алтае. Десятки рукотворных холмов рассыпаны по его предгорьям. Малая часть из них уже исследована археологами. Так десять лет назад в одном из курганов был обнаружен «Золотой человек». Это название хорошо сохранившаяся мумия получила из-за того, что была одета в доспехи из золота высокой пробы. Радиоуглеродный анализ показал её возраст — 6500 лет.
Рядом с мумией были обнаружены золотые украшения, общий вес которых составил более семи килограммов. В кургане также нашли пластину из чёрного камня неизвестного происхождения со странной надписью, выполненной клинописью. Расшифровать дословно написанное пока не удалось, однако учёные пришли к выводу, что на ней начертано проклятие, которое, видимо, сбывается. Так пятеро из тех, кто принимал участие в раскопках, к настоящему времени уже мертвы.
В конце девяностых годов монгольекая экспедиция из одиннадцати учёных проводила исследования пещер, расположенных в Горном Алтае в районе Сёминского перевала. В пещерах были обнаружены десятки ритуальных захоронений, много бронзового оружия, доспехов, золотых и серебряных украшений.
Через три месяца после начала работ мощный селевый поток смыл лагерь исследователей. Погибло трое учёных, после чего раскопки были прерваны. В начале 2003 года в районе плато Укок была обнаружена прекрасно сохранившаяся мумия женщины, получившая название от места проведения раскопок — «принцесса Укок».
Богато убранная мумия была вывезена в Новосибирск в один из исследовательских институтов, что вызвало волну недовольства среди жителей Алтая, считавших умершую прародительницей алтайского народа. Местные шаманы предупредили о возможных серьёзных последствиях такого непочтительно отношения к принцессе и священному захоронению.
Учёные не вняли протестам. В результате в сентябре 2003 года по Алтаю прокатилась волна сильных землетрясений с эпицентром, находящимся в семидесяти километрах от места раскопок. Был разрушен ряд посёлков. Толчки ощущались даже в Кемеровской и Новосибирской областях, в Туве и Хакассии…
Ещё в 18-м веке Ломоносов говорил: «Богатство России прирастать Сибирью будет». Конечно, в первую очередь он имел в виду её несметные природные ресурсы. Однако, вслушиваясь в глубинный смысл высказывания великого российского учёного и помня его удивительную прозорливость можно предположить, что вёл он речь и о несметных богатствах, скрытых в суровых землях бескрайней страны Сибири человеческой рукой.
Сергей Кожушко
Комментарии