Демографическая ситуация в Европе: очередное великое переселение народов или новая Конкиста?
Более полутора тысяч лет назад пришедшие с востока готы, вандалы и другие мигранты периода III-V вв. н.э. разрушили Римскую Империю и уничтожили «римский мир» как цивилизационнообразующее понятие, погрузив территорию современной Западной Европы в пучину Темных веков. Неужели современный Европейский Союз, продолжателя дел великого Рима, постигнет та же судьба? Так или иначе, но современный ЕС напоминает Римскую Империю не только географическим положением, амбициями, но и ахиллесовой пятой – демографией.
Благими намерениями вымощена дорога в ад
Единство в многообразии и мультикультурализм – краеугольные гуманитарные и социальные концепции, на которых был основан ЕС, если не учитывать экономические интересы. Падение колониального режима сформировало в сознании европейцев некий комплекс вины перед своими бывшими вассалами – странами 3-го мира: дать возможность гражданам этих стран работать и жить в Европе, как компенсацию за столетия угнетения. Но благими намерениями устелена дорога в ад: большинство бывших колоний, став после обретения независимости «несостоявшимися государствами», говоря языком политологии, превратились в источники неиссякаемых волн эмиграции, наводняющими европейские страны. Это привело к тому, что на 2010 г., по данным европейского статистического агентства Eurostat, число эмигрантов достигло 32,5 млн., что составляет 6,5% всего населения ЕС. Однако немаловажным является то, что из 32,5 млн. эмигрантов почти 14,2 млн. составляют выходцы именно из мусульманских стран.
Вот только некоторые данные о численности мусульман в ведущих экономиках ЕС, приводимые службой новостей BBC News:
Учитывая массовый характер мусульманской эмиграции и пассионарность самих мусульманских эмигрантов на фоне ярко выраженной пассивности этнических европейцев, современному ЕС угрожает не столько второе дно в рамках экономического кризиса, сколько угроза потери своей идентичности в условиях массовой эмиграции, причем эмиграции мусульман. Должен ли Союз быть по-настоящему «европейским», и как сохранить «европейскость» на фоне многочисленных центров исламской культуры, минаретов, хиджабов, арафаток, полумесяцев и общепитов «халяль»? Складывается впечатление, что маврам все же удалось преодолеть рубеж Пуатье.
Сценарий падения Рима повторяется
В свое время вследствие масштабных завоеваний понятия «римлянин» и «римскость» стали брендами, экспансированными на всю территорию, подвластную цезарям: Веспасиан, а после Диоклитиан даровали статус «римского города» населенным пунктам, лежащим далеко за пределами хабитата римлян как популяции. Это имело свои плюсы – «римскость» означала «культурность», как в духовном, так и материальном понимании. Народы империи, хотя это может и показаться странным, гордились тем, что помимо своих этнических (биологических) особенностей принадлежат к культуре Великого Рима. Но у любой медали есть две стороны: минусом такой «римизации» (романизации) стало постепенное растворение этнических римлян как титульной нации среди остальных популяций, населявших римский мир. Это привело к тому, что «друзья империи» (так называли племена варваров, оседавших на землях Рима) стали непосредственно управлять Римом; история знает целую плеяду императоров-неримлян (иберийцы Траян и Андриан, галл Антоний Пий, Септимий Север, Максимилиан Фракиец) и даже неевропейцев (Филипп Араб). В современном «Риме», кстати, прослеживается полная аналогия: министр экономики и технологий ФРГ и вице-канцлер Филипп Рёспер – вьетнамец по происхождению, усыновленный этническими немцами.
Но, тем не менее, хотя демографическая ситуация в Европе и схожа с римской, она все же имеет существенные отличия, угрожающие самому существованию «европейских» стран: если бренд «римлянин» воспринимался романизированными народами как сакральное понятие, современные «готы» и «вандалы» из неевропейских популяций понятие «европеец» таким сакральным не считают: по данным французского информационного агентства France 24, эмигранты из неевропейских, в частности мусульманских, стран относятся к понятию «европеец» насторожено. В условиях отрыва от исторической родины этими эмигрантами движет желание сохранить культурную модель своей популяции, а также свой этнический и биологический портрет. Эти современные «готы» и «вандалы» – носители культур, основанных на совершенно иных принципах, чем современные «римляне»: они исповедуют другую религию, а религия – это, прежде всего, идеология. Во времена Рима готы-язычники принимали вместе с «римскостью» и новую идеологию – христианство, принимая вместе с ней и идеологию метрополии.
Нынешние же «друзья империи» не только не стремятся к этому, но и наоборот – культивируют принесенную с собой собственную идеологию – магометанство; так, в Бирмингеме, Великобритания, вы скорее встретите центры культуры исламской, нежели англосаксонской. Современные «друзья империи» понимают «европейскость» исключительно как благо материальное, не духовное. Они всеми правдами и неправдами пробирались в Европейский дом исключительно для того, чтобы поправить свое благосостояние, а не ради Вольтера, Шопена, Шекспира, Да Винчи, Метерлинка и т.д.; для этого у них есть Священный Коран. Кроме того, если в прошлом многие «друзья империи» впоследствии растворились в коренном населении (как аланы) или исчезли, поскольку сознательно не смешивались с ним (как франки и вестготы), нынешние эмигранты активно укореняются среди местного населения, не только благодаря смешанным бракам, но и благодаря высокому индексу рождаемости: в семьях эмигрантов он равен 2 и даже 2,5, в то время как в семьях коренных европейцев он едва составляет 1. Таким образом, демографический взрыв в эмигрантских землячествах и общинах на фоне демографического спада в европейском обществе вполне реально может привести к повторению сценария Рима.
Последствия эмиграции мусульман в ЕС: внутренний терроризм и мусульманская политическая линия
Эмиграны-мусульмане, находясь в Европе, могут ежедневно наблюдать, как их сограждане убивают их единоверцев во имя европейских принципов «свобода, равенство и братство». С учетом того, что для выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки узы религиозные и этнические гораздо сильнее уз социально-политических (чужих для них), Европа рискует создать у себя на заднем дворе «пятую колону», члены которой могут начать демонстрировать тенденцию к локализации, что может привести к их радикализации; а радикализм – это преддверие терроризма. Первые ласточки «внутреннего терроризма» не заставили себя ждать: теракты в Лондоне в 2005 году и тулузский террорист в 2012 году, убивший этнических французов и выходцев из франкофонных стран.
В последнее время в странах-членах ЕС со значительным процентов эмигрантов-мусульман стали появляться сообщения о тенденциях радикализации среди мусульманских эмигрантов: в ФРГ среди последователей учения Мухамеда набирают популярность идеи движения салафитов – наиболее радикальной из ветвей магометанства; в Великобритании глава службы национальной безопасности Ми-5 Джонатан Эванс заявил, что радикально настроенные эмигранты мусульманского вероисповедания прикрывают свою подрывную деятельность выступлениями за свободу вероисповедания.
Однако если терроризм есть противозаконная форма выражения своей позиции, которую можно подавить, законная политическая деятельность – это Святой Грааль, на который посягнуть нельзя. И именно этим мусульманские эмигранты стали пользоваться. Так, в тихом королевстве Бельгия на муниципальных выборах в парламент проходят 2 кандидата от мусульманской партии «Ислам». «Это очень пугающая тенденция», отмечает в интервью телеканалу Russia Today депутат Европарламента от Бельгии Филипп Клае: «Если раньше мусульманские эмигранты поддерживали в основном социалистические и левые партии, то сейчас они сформировали свою собственную партию». Но каким бы пугающим этот тренд не был, он вполне закономерный, т.к. получив права культурной автономии (как часть провальной политики мультикультурализма), мусульманские эмигрантские общины демонстрируют естественную этнопсихологическую эволюцию: переход от этносоциального организма к организму политическому, требующему уважения своих политических прав (напомним, что мусульманской партии «Ислам» настаивает на включение в конституцию Бельгии норм шариата). Для тех же, кто не усматривает в этом ничего угрожающего, напомним, что первое сожжение Рима готами в 410 г. совпало с допущением этих эмигрантов античности к участию в политической жизни страны.
Попытки противостоять Новой Конкисте
Первый шаг по недопущению наводнения Европы новыми маврами – ужесточение эмиграционной политики. Главными воротами ЕС для нелегальных эмигрантов являются Греция, Мальта и Италия. Так, в 2011 году в ответ на массовый наплыв тунисских эмигрантов в Италию Франция временно приостановила действие Шенгенского соглашения – одного из краеугольных документов ЕС. Этот шаг очень привлекателен, но в тоже время и очень опасен, т.к. если за Францией последуют и другие члены ЕС, то Европейская Империя (в политологическом смысле) распадется на национальные феодальные уделы. Иными словами, с чего началось, тем и закончится: массовая эмиграция в ЕС может привести к его краху как конфедерации.
Экономический кризис как спасение традиционной Европы
Выход из сложившейся демографической ситуации для ЕС есть; причем Старому Свету его подсказал великий комбинатор, Белый Дом, сам о том не подозревая. ЕС был Меккой для эмигрантов из-за своей экономической привлекательности и наличия вакуума в сфере низкооплачиваемой работы. Сегодня же в Европе на фоне волатильного тренда из-за финансового и долгового кризисов, а теперь еще и угрозы второго витка рецессии возможностей трудоустройства поубавилось, причем не только для эмигрантов, но, в первую очередь – для «туземцев». В сложившихся условиях наметилась весьма интересная тенденция: жители стран, наиболее пострадавших от экономического кризиса, покидают родину в поисках лучшей жизни. Т.е., жители просвещенной и цивилизованной Европы сами становятся эмигрантами. Примечательно, что граждане ЕС эмигрируют в те страны, которые в прошлом были их колониями; это характерно для стран периферийной Европы – Португалии и Испании, жители которых, по сообщениям телеканалов Russia Today и Euronews, направляются в Бразилию, Анголу и Латинскую Америку. Обедневшие бывшие хозяева станут бедными родственниками у своих бывших слуг, ныне разбогатевших. Перед нами – сценарий демократии в лучших традициях Платона.
Однако данная тенденция весьма опасна, т.к. означает не только отток рабочей силы из ЕС, но и утечку мозгов, а ЕС, позиционируя себя как информационное общество и один из мировых лидеров, делает ставку именно на интеллектуальный ресурс. Это чрезвычайно важно, т.к. с точки зрения политологии одним из слагаемых успехов страны-лидера является устойчивый спрос на технический прогресс. Таким образом, с целью не допустить интеллектуального обеднения страны-члены ЕС будут стремиться, во что бы то ни стало, удержать от подобных шагов именно этнических европейцев, предоставляя им лучшие условия, в том числе и на некогда низкооплачиваемых работах (за них европейцы будут хвататься за неимением другого). За счет кого этого можно добиться? Именно за счет эмигрантов путем ужесточения эмиграционной политики, депортации и другого инструментария. Благо, пример имеется: массовая депортация цыган из Франции в 2010 году; примечательно, что тогда высылка была осуществлена за государственный счет, а каждый рома получил по 200 евро на дорогу.
Но главное, что в этом Европе вскоре смогут помочь и непосредственно эмигранты-мусульмане: многие из них сами подумывают, чтобы отъехать на историческую родину. Так жители турецкого квартала Брюсселя «Малая Анатолия» уже начали продавать свои семейные компании с целью переехать в Турцию, т.к. по их словам из-за непрекращающегося финансового кризиса «скоро Европы не будет». «Мы едем домой, где нас ждет нормальная жизнь», заявил в интервью телеканалу Russia Today этнический турок Мурат Саглам.
Таким образом, нынешний экономический кризис фактически дает Европе шанс на развитие за счет собственных человеческих ресурсов, не привлекая все новых и новых «друзей империи». Если Старый Свет этим шансом не воспользуется, в долгосрочной перспективе его ждет гибель по «римскому варианту», что на языке политологии означает разложение социальной системы, гедонизм, крах этничности при сохранении государственной системы.
И все же хочется верить, что на месте ФРГ не появится Новая Турция, на месте Франции – «Африк Нувель», на месте Испании и Португалии – «Аль-Андалусия Нуова» а на месте Великобритании – Новый Индо-Пакистан. Европа – колыбель европейской цивилизации, и должна оставаться «европейской». В этом можно усмотреть скрытые национал-социалистические настроения, но желание защитить свой дом (как физическое пространство, так и социально-культурное) является одной из базовых потребностей человека.
Михаил Бакалинский, кандидат филологических наук, источник
Благими намерениями вымощена дорога в ад
Единство в многообразии и мультикультурализм – краеугольные гуманитарные и социальные концепции, на которых был основан ЕС, если не учитывать экономические интересы. Падение колониального режима сформировало в сознании европейцев некий комплекс вины перед своими бывшими вассалами – странами 3-го мира: дать возможность гражданам этих стран работать и жить в Европе, как компенсацию за столетия угнетения. Но благими намерениями устелена дорога в ад: большинство бывших колоний, став после обретения независимости «несостоявшимися государствами», говоря языком политологии, превратились в источники неиссякаемых волн эмиграции, наводняющими европейские страны. Это привело к тому, что на 2010 г., по данным европейского статистического агентства Eurostat, число эмигрантов достигло 32,5 млн., что составляет 6,5% всего населения ЕС. Однако немаловажным является то, что из 32,5 млн. эмигрантов почти 14,2 млн. составляют выходцы именно из мусульманских стран.
Вот только некоторые данные о численности мусульман в ведущих экономиках ЕС, приводимые службой новостей BBC News:
Учитывая массовый характер мусульманской эмиграции и пассионарность самих мусульманских эмигрантов на фоне ярко выраженной пассивности этнических европейцев, современному ЕС угрожает не столько второе дно в рамках экономического кризиса, сколько угроза потери своей идентичности в условиях массовой эмиграции, причем эмиграции мусульман. Должен ли Союз быть по-настоящему «европейским», и как сохранить «европейскость» на фоне многочисленных центров исламской культуры, минаретов, хиджабов, арафаток, полумесяцев и общепитов «халяль»? Складывается впечатление, что маврам все же удалось преодолеть рубеж Пуатье.
Сценарий падения Рима повторяется
В свое время вследствие масштабных завоеваний понятия «римлянин» и «римскость» стали брендами, экспансированными на всю территорию, подвластную цезарям: Веспасиан, а после Диоклитиан даровали статус «римского города» населенным пунктам, лежащим далеко за пределами хабитата римлян как популяции. Это имело свои плюсы – «римскость» означала «культурность», как в духовном, так и материальном понимании. Народы империи, хотя это может и показаться странным, гордились тем, что помимо своих этнических (биологических) особенностей принадлежат к культуре Великого Рима. Но у любой медали есть две стороны: минусом такой «римизации» (романизации) стало постепенное растворение этнических римлян как титульной нации среди остальных популяций, населявших римский мир. Это привело к тому, что «друзья империи» (так называли племена варваров, оседавших на землях Рима) стали непосредственно управлять Римом; история знает целую плеяду императоров-неримлян (иберийцы Траян и Андриан, галл Антоний Пий, Септимий Север, Максимилиан Фракиец) и даже неевропейцев (Филипп Араб). В современном «Риме», кстати, прослеживается полная аналогия: министр экономики и технологий ФРГ и вице-канцлер Филипп Рёспер – вьетнамец по происхождению, усыновленный этническими немцами.
Но, тем не менее, хотя демографическая ситуация в Европе и схожа с римской, она все же имеет существенные отличия, угрожающие самому существованию «европейских» стран: если бренд «римлянин» воспринимался романизированными народами как сакральное понятие, современные «готы» и «вандалы» из неевропейских популяций понятие «европеец» таким сакральным не считают: по данным французского информационного агентства France 24, эмигранты из неевропейских, в частности мусульманских, стран относятся к понятию «европеец» насторожено. В условиях отрыва от исторической родины этими эмигрантами движет желание сохранить культурную модель своей популяции, а также свой этнический и биологический портрет. Эти современные «готы» и «вандалы» – носители культур, основанных на совершенно иных принципах, чем современные «римляне»: они исповедуют другую религию, а религия – это, прежде всего, идеология. Во времена Рима готы-язычники принимали вместе с «римскостью» и новую идеологию – христианство, принимая вместе с ней и идеологию метрополии.
Нынешние же «друзья империи» не только не стремятся к этому, но и наоборот – культивируют принесенную с собой собственную идеологию – магометанство; так, в Бирмингеме, Великобритания, вы скорее встретите центры культуры исламской, нежели англосаксонской. Современные «друзья империи» понимают «европейскость» исключительно как благо материальное, не духовное. Они всеми правдами и неправдами пробирались в Европейский дом исключительно для того, чтобы поправить свое благосостояние, а не ради Вольтера, Шопена, Шекспира, Да Винчи, Метерлинка и т.д.; для этого у них есть Священный Коран. Кроме того, если в прошлом многие «друзья империи» впоследствии растворились в коренном населении (как аланы) или исчезли, поскольку сознательно не смешивались с ним (как франки и вестготы), нынешние эмигранты активно укореняются среди местного населения, не только благодаря смешанным бракам, но и благодаря высокому индексу рождаемости: в семьях эмигрантов он равен 2 и даже 2,5, в то время как в семьях коренных европейцев он едва составляет 1. Таким образом, демографический взрыв в эмигрантских землячествах и общинах на фоне демографического спада в европейском обществе вполне реально может привести к повторению сценария Рима.
Последствия эмиграции мусульман в ЕС: внутренний терроризм и мусульманская политическая линия
Эмиграны-мусульмане, находясь в Европе, могут ежедневно наблюдать, как их сограждане убивают их единоверцев во имя европейских принципов «свобода, равенство и братство». С учетом того, что для выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки узы религиозные и этнические гораздо сильнее уз социально-политических (чужих для них), Европа рискует создать у себя на заднем дворе «пятую колону», члены которой могут начать демонстрировать тенденцию к локализации, что может привести к их радикализации; а радикализм – это преддверие терроризма. Первые ласточки «внутреннего терроризма» не заставили себя ждать: теракты в Лондоне в 2005 году и тулузский террорист в 2012 году, убивший этнических французов и выходцев из франкофонных стран.
В последнее время в странах-членах ЕС со значительным процентов эмигрантов-мусульман стали появляться сообщения о тенденциях радикализации среди мусульманских эмигрантов: в ФРГ среди последователей учения Мухамеда набирают популярность идеи движения салафитов – наиболее радикальной из ветвей магометанства; в Великобритании глава службы национальной безопасности Ми-5 Джонатан Эванс заявил, что радикально настроенные эмигранты мусульманского вероисповедания прикрывают свою подрывную деятельность выступлениями за свободу вероисповедания.
Однако если терроризм есть противозаконная форма выражения своей позиции, которую можно подавить, законная политическая деятельность – это Святой Грааль, на который посягнуть нельзя. И именно этим мусульманские эмигранты стали пользоваться. Так, в тихом королевстве Бельгия на муниципальных выборах в парламент проходят 2 кандидата от мусульманской партии «Ислам». «Это очень пугающая тенденция», отмечает в интервью телеканалу Russia Today депутат Европарламента от Бельгии Филипп Клае: «Если раньше мусульманские эмигранты поддерживали в основном социалистические и левые партии, то сейчас они сформировали свою собственную партию». Но каким бы пугающим этот тренд не был, он вполне закономерный, т.к. получив права культурной автономии (как часть провальной политики мультикультурализма), мусульманские эмигрантские общины демонстрируют естественную этнопсихологическую эволюцию: переход от этносоциального организма к организму политическому, требующему уважения своих политических прав (напомним, что мусульманской партии «Ислам» настаивает на включение в конституцию Бельгии норм шариата). Для тех же, кто не усматривает в этом ничего угрожающего, напомним, что первое сожжение Рима готами в 410 г. совпало с допущением этих эмигрантов античности к участию в политической жизни страны.
Попытки противостоять Новой Конкисте
Первый шаг по недопущению наводнения Европы новыми маврами – ужесточение эмиграционной политики. Главными воротами ЕС для нелегальных эмигрантов являются Греция, Мальта и Италия. Так, в 2011 году в ответ на массовый наплыв тунисских эмигрантов в Италию Франция временно приостановила действие Шенгенского соглашения – одного из краеугольных документов ЕС. Этот шаг очень привлекателен, но в тоже время и очень опасен, т.к. если за Францией последуют и другие члены ЕС, то Европейская Империя (в политологическом смысле) распадется на национальные феодальные уделы. Иными словами, с чего началось, тем и закончится: массовая эмиграция в ЕС может привести к его краху как конфедерации.
Экономический кризис как спасение традиционной Европы
Выход из сложившейся демографической ситуации для ЕС есть; причем Старому Свету его подсказал великий комбинатор, Белый Дом, сам о том не подозревая. ЕС был Меккой для эмигрантов из-за своей экономической привлекательности и наличия вакуума в сфере низкооплачиваемой работы. Сегодня же в Европе на фоне волатильного тренда из-за финансового и долгового кризисов, а теперь еще и угрозы второго витка рецессии возможностей трудоустройства поубавилось, причем не только для эмигрантов, но, в первую очередь – для «туземцев». В сложившихся условиях наметилась весьма интересная тенденция: жители стран, наиболее пострадавших от экономического кризиса, покидают родину в поисках лучшей жизни. Т.е., жители просвещенной и цивилизованной Европы сами становятся эмигрантами. Примечательно, что граждане ЕС эмигрируют в те страны, которые в прошлом были их колониями; это характерно для стран периферийной Европы – Португалии и Испании, жители которых, по сообщениям телеканалов Russia Today и Euronews, направляются в Бразилию, Анголу и Латинскую Америку. Обедневшие бывшие хозяева станут бедными родственниками у своих бывших слуг, ныне разбогатевших. Перед нами – сценарий демократии в лучших традициях Платона.
Однако данная тенденция весьма опасна, т.к. означает не только отток рабочей силы из ЕС, но и утечку мозгов, а ЕС, позиционируя себя как информационное общество и один из мировых лидеров, делает ставку именно на интеллектуальный ресурс. Это чрезвычайно важно, т.к. с точки зрения политологии одним из слагаемых успехов страны-лидера является устойчивый спрос на технический прогресс. Таким образом, с целью не допустить интеллектуального обеднения страны-члены ЕС будут стремиться, во что бы то ни стало, удержать от подобных шагов именно этнических европейцев, предоставляя им лучшие условия, в том числе и на некогда низкооплачиваемых работах (за них европейцы будут хвататься за неимением другого). За счет кого этого можно добиться? Именно за счет эмигрантов путем ужесточения эмиграционной политики, депортации и другого инструментария. Благо, пример имеется: массовая депортация цыган из Франции в 2010 году; примечательно, что тогда высылка была осуществлена за государственный счет, а каждый рома получил по 200 евро на дорогу.
Но главное, что в этом Европе вскоре смогут помочь и непосредственно эмигранты-мусульмане: многие из них сами подумывают, чтобы отъехать на историческую родину. Так жители турецкого квартала Брюсселя «Малая Анатолия» уже начали продавать свои семейные компании с целью переехать в Турцию, т.к. по их словам из-за непрекращающегося финансового кризиса «скоро Европы не будет». «Мы едем домой, где нас ждет нормальная жизнь», заявил в интервью телеканалу Russia Today этнический турок Мурат Саглам.
Таким образом, нынешний экономический кризис фактически дает Европе шанс на развитие за счет собственных человеческих ресурсов, не привлекая все новых и новых «друзей империи». Если Старый Свет этим шансом не воспользуется, в долгосрочной перспективе его ждет гибель по «римскому варианту», что на языке политологии означает разложение социальной системы, гедонизм, крах этничности при сохранении государственной системы.
И все же хочется верить, что на месте ФРГ не появится Новая Турция, на месте Франции – «Африк Нувель», на месте Испании и Португалии – «Аль-Андалусия Нуова» а на месте Великобритании – Новый Индо-Пакистан. Европа – колыбель европейской цивилизации, и должна оставаться «европейской». В этом можно усмотреть скрытые национал-социалистические настроения, но желание защитить свой дом (как физическое пространство, так и социально-культурное) является одной из базовых потребностей человека.
Михаил Бакалинский, кандидат филологических наук, источник
Комментарии (2)