Фотографируем галлюцинации
Один из первых, кто зафиксировал на фотопластинке загадочное излучение из глаз, был парижский художник Пьер Буше.
Он подрабатывал входившими тогда, в конце XIX века, в моду фотосъемками. И как-то вечером фотограф упился, что называется, «до чертиков», причем в самом прямом смысле: как он сам рассказывал, всю ночь его преследовали галлюцинации - за ним гонялись два мерзких черта с вилами в руках. Поутру он поплелся в свою лабораторию: нужно было срочно проявить отснятые накануне фотопластинки. На рабочем столе царил хаос: экспонированные кассеты валялись вперемешку с чистыми. Долго и упорно художник рассматривал их, пытаясь сообразить, какие из них требуется проявить. В конце концов он бросил это безнадежное занятие и проявил все подряд. Начал проверять качество и остолбенел: с пластинок на него глядели те самые мерзопакостные рожи ночных гостей. Но это уже была не галлюцинация: с негативов получились вполне сносные фотографии. Приятель художника, естествоиспытатель, чрезвычайно заинтересовался этим загадочным явлением и после экспертизы негативов даже направил во Французскую академию наук статью о возможности фотографирования алкогольных галлюцинаций. Как и следовало ожидать, маститые ученые опубликовать эту «крамолу» не решились. Но феноменом заинтересовался известный астроном, один из первых популяризаторов науки и исследователей аномальных явлений Камилл Фламмарион (1842-1925). Он опубликовал несколько статей о «психических фотографиях», о «лучах, исходящих из глаз».
Вскоре появились новые результаты, подтверждавшие реальность подобных фотографий. О «лучах из глаз» при зрительных галлюцинациях и даже их проекции вовне в конце XIX века сообщил известный русский врач-психиатр В.Х. Кандинский (1849-1889): «Картины, спроецированные на экране... невидимы в ярком освещении, но стоит затемнить комнату, как они выступают весьма резко и ярко».
Множество «психофотографий» сделал в 1915 году известный японский сенситив Тенсин Такеути. На его снимках хорошо просматриваются не только индуцированные из глаз на пленку отдельные иероглифы, но даже целые абзацы книги.
Другой японский экстрасенс Когити Мита в те же годы демонстрировал не менее впечатляющий эффект: он вызывал в воображении пейзажи и здания, которые ему заказывали «экспериментаторы», а затем, пристально глядя на фотопленку, запечатлевал их на ней.
Феномен Тэда Сериоса
Мистический рубеж столетий, как всегда, сменился характерным для середины веков материалистическим этапом, и в исследованиях психофотографий на несколько десятилетий наступило затишье. Нарушил его в начале 60-х годов XX века американский торговый моряк Тэд Сериос, списанный на берег. Он случайно обнаружил, что своим взглядом может засвечивать фотопленку. Более того - проецировать на нее собственные мыслеобразы. На потеху публике он стал с помощью мысли фиксировать на пленке разнообразные картины. Камеру направляли ему на лицо, щелкали затвором и... вместо сосредоточенной физиономии «пьянчужки Тэда» на проявленной фотопленке обнаруживались какие-то (чаще всего общеизвестные) здания, сооружения, пейзажи...
Заинтригованные ученые уговорили Тэда бросить должность коридорного в чикагском отеле «Хилтон» и стать оплачиваемым «подопытным кроликом». В течение четырех лет около восьмисот экспериментов с Тэдом провели американские исследователи Дж. Пратт и Айен Стевенсон в лаборатории известного американского психиатра Джула Айзенбада в Денвере (штат Колорадо). Во избежание жульничества ученые опечатывали «Полароид» и сами заказывали Тэ-ду «картинки»: здания, пейзажи...
И в девяноста процентах случаев он исполнял заказ с ошеломляющей точностью. Ни о каком мошенничестве не могло быть и речи.
Впрочем, не обходилось и без курьезов. Иногда полуграмотный Тэд на воображаемых им объектах проецировал надписи с грамматическими ошибками. На реальных зданиях этих ошибок не было. Иногда на пленке возникали картины из прошлого. Так, однажды исследователи долго искали на натуре фасад и странную вывеску «Wid Gold Store» какого-то магазина, проявившегося на целой серии снимков мыслеформ Тэда. Сам Тэд ничем помочь не мог - он этого магазина никогда не видел. И все-таки здание нашли - в сорока милях от Денвера в городе Сентрал-Сити. Но оказалось, что вывеска на «снимках» Тэда уже устарела - старую надпись «Old Gold Store» поменяли на другую - «Old Wells Fargo Store». Возможно, в результате этого на «мыслеграфии» Тэда появилось нечто среднее - причудливое «Wid». Объяснить природу феномена Тэда Сериоса тогда не смогли...
Женщины рисуют мыслью
В 1970-х годах эстафету Тэда Сериоса подхватила Маргарет Флеминг. Но, в отличие от предшественника, она прекрасно обходилась без фотоаппарата. Во время экспериментов ей было достаточно мысленно сосредоточиться на каком-нибудь образе и затем мысленно спроецировать его на фотопленку или фотобумагу, которую держали перед ее глазами.
Таким удивительным способом ей удавалось создавать поистине художественные «психофотографии»: портреты людей, обнаженную натуру... Некоторые из этих «мыслеграфий» в июне 1976 года опубликовал журнал «FATE».
Примерно в те же годы в СССР подобные качества демонстрировала знаменитая Нинель Сергеевна Кулагина (1926-1990). По просьбе ученых она не только засвечивала мыслью фотоматериалы, но и экспонировала на фотопленку заказанные ей фигуры и символы: звезды, кресты, буквы... Все это тщательно задокументировано независимыми комиссиями, состоявшими из авторитетных ученых.
Совпадения поражали...
В 1973 году 32-летний пермский врач-психиатр Геннадий Павлович Крохалев взялся экспериментально подтвердить существовавшую не одно десятилетие версию о том, что зрительные образы возникают в мозгу и передаются на сетчатку глаза, откуда излучаются в пространство.
Специально для этой цели было сконструировано немудреное устройство: на лицо больного, страдающего галлюцинациями, надевали маску для подводного плавания. К ней подсоединяли растяжной мех от фотоаппарата «Фотокор», суженная часть которого состыковывалась с объективом кинокамеры или фотоаппарата. Фотографирование (или киносъемка) зрительных галлюцинаций проводилось в полной темноте на расстоянии 15-45 сантиметров от глаз больного.
Кроме этой, использовалась и другая, еще более простая методика: к лицу больного (на расстоянии 20-35 сантиметров от глаз и без всякой аппаратуры) на 10-15 секунд подносили негативную фотопленку или фотопластинку, вложенную в светонепроницаемый черный пакет.
Казалось бы, совершенно незамысловатые эксперименты, но уже на первых этапах исследований у 87 из 203 пациентов пермской больницы были сфотографированы образы, возникавшие в их мозгу во время галлюцинаций.
Во время фотографирования или киносъемки исследователи просили больных вслух описывать свои видения. Эти рассказы протоколировали и затем сравнивали с изображениями, возникавшими на фотопленке. Совпадения поражали. На фотографиях довольно четко было видно то, о чем в момент съемки рассказывали больные: «рога животных», «рыбы», «озеро и лось», «дорога, танки и солдаты», «фабрика», «елка», «черт», «змея», «подсолнечник» и многое другое. Контрольные кадры, когда галлюцинаций не было, никаких засветок и изображений не имели.
Гипотеза излучения из глаз блестяще подтвердилась на практике.
Глаз - «биолазер»?
Итак, факт более ни у кого не вызывал сомнений. Наступило время его осмысления. Гипотез о природе феномена «психофотографий» на сегодняшний день не так уж много.
Доктор физико-математических наук М. Герценштейн (ВНИИ оптико-физических измерений) считает, что результаты описанных опытов психиатров совершенно не противоречат законам физики. Он вполне допускает, что чувствительные клетки сетчатки глаза -палочки и колбочки - обладают свойством обратимости. Не исключено, что они работают подобно полупроводниковым фотодиодам, которые могут не только воспринимать свет, но и становиться его излучателями - светодиодами, если через них пропустить ток. Другими словами, рецепторы сетчатки глаза могут быть и приемниками, и генераторами какого-то излучения.
Доктор биологических наук профессор Ю.Г. Симаков согласен с этой версией: «Из глаз идет не видимый свет, а скорее всего электромагнитные волны с частотой колебаний, недоступной нашему глазу... Можно предположить, что в сложно устроенных палочках сетчатки возникает что-то наподобие рентгеновского биолазера, действующего очень короткими вспышками. Проведенные мною исследования показали, что если в место стыковки волокон хрусталика, так называемый шов, ввести лазерный луч, то далее по волокну он движется как по световоду... Возможно, по этому пути и передается информация от сетчатки в окружающее пространство... Глаз работает как биолазер, как «волшебный фонарь», способный писать мысли на экране...»
Сегодня проблема «мыслефотографий» занимает ученых самых разных стран. И хотя направления и результаты паранормальных исследований в связи с их стратегическим значением обычно не афишируются, кое-какие сведения время от времени становятся достоянием гласности. Например, не так давно промелькнуло сообщение, что японские ученые уже создали высокочувствительный экран, на котором возникают контуры изображений или людей, когда кто-то пристально смотрит на него. Есть сведения о подобных разработках и в других странах.
Гипотеза излучения из глаз вполне вписывается в сегодняшнюю научную парадигму и потому уже не считается особой ересью.
Впрочем, традиционных ученых смущает диапазон излучения. Дело в том, что засвечивание и экспонирование фотопленки мыслеобразами происходит даже в тех случаях, когда она помещена в светонепроницаемый конверт. Исходя из этого, доктор технических наук А. Чернетский предположил, что «излучение из глаз формируется не только в видимом диапазоне волн, но и в каком-то другом, в котором черная бумага пакета является прозрачной». Исследования последних лет подтвердили эту гипотезу: доказано, что человеческий глаз способен испускать слабые рентгеновские и когерентные («лазерные») излучения. Остается продолжить логическую цепочку: если эти лучи про-модулированы какой-либо информацией (мыслеобразами), то вполне вероятна фиксация этих образов на фотопленке или фотобумаге.
Он подрабатывал входившими тогда, в конце XIX века, в моду фотосъемками. И как-то вечером фотограф упился, что называется, «до чертиков», причем в самом прямом смысле: как он сам рассказывал, всю ночь его преследовали галлюцинации - за ним гонялись два мерзких черта с вилами в руках. Поутру он поплелся в свою лабораторию: нужно было срочно проявить отснятые накануне фотопластинки. На рабочем столе царил хаос: экспонированные кассеты валялись вперемешку с чистыми. Долго и упорно художник рассматривал их, пытаясь сообразить, какие из них требуется проявить. В конце концов он бросил это безнадежное занятие и проявил все подряд. Начал проверять качество и остолбенел: с пластинок на него глядели те самые мерзопакостные рожи ночных гостей. Но это уже была не галлюцинация: с негативов получились вполне сносные фотографии. Приятель художника, естествоиспытатель, чрезвычайно заинтересовался этим загадочным явлением и после экспертизы негативов даже направил во Французскую академию наук статью о возможности фотографирования алкогольных галлюцинаций. Как и следовало ожидать, маститые ученые опубликовать эту «крамолу» не решились. Но феноменом заинтересовался известный астроном, один из первых популяризаторов науки и исследователей аномальных явлений Камилл Фламмарион (1842-1925). Он опубликовал несколько статей о «психических фотографиях», о «лучах, исходящих из глаз».
Вскоре появились новые результаты, подтверждавшие реальность подобных фотографий. О «лучах из глаз» при зрительных галлюцинациях и даже их проекции вовне в конце XIX века сообщил известный русский врач-психиатр В.Х. Кандинский (1849-1889): «Картины, спроецированные на экране... невидимы в ярком освещении, но стоит затемнить комнату, как они выступают весьма резко и ярко».
Множество «психофотографий» сделал в 1915 году известный японский сенситив Тенсин Такеути. На его снимках хорошо просматриваются не только индуцированные из глаз на пленку отдельные иероглифы, но даже целые абзацы книги.
Другой японский экстрасенс Когити Мита в те же годы демонстрировал не менее впечатляющий эффект: он вызывал в воображении пейзажи и здания, которые ему заказывали «экспериментаторы», а затем, пристально глядя на фотопленку, запечатлевал их на ней.
Феномен Тэда Сериоса
Мистический рубеж столетий, как всегда, сменился характерным для середины веков материалистическим этапом, и в исследованиях психофотографий на несколько десятилетий наступило затишье. Нарушил его в начале 60-х годов XX века американский торговый моряк Тэд Сериос, списанный на берег. Он случайно обнаружил, что своим взглядом может засвечивать фотопленку. Более того - проецировать на нее собственные мыслеобразы. На потеху публике он стал с помощью мысли фиксировать на пленке разнообразные картины. Камеру направляли ему на лицо, щелкали затвором и... вместо сосредоточенной физиономии «пьянчужки Тэда» на проявленной фотопленке обнаруживались какие-то (чаще всего общеизвестные) здания, сооружения, пейзажи...
Заинтригованные ученые уговорили Тэда бросить должность коридорного в чикагском отеле «Хилтон» и стать оплачиваемым «подопытным кроликом». В течение четырех лет около восьмисот экспериментов с Тэдом провели американские исследователи Дж. Пратт и Айен Стевенсон в лаборатории известного американского психиатра Джула Айзенбада в Денвере (штат Колорадо). Во избежание жульничества ученые опечатывали «Полароид» и сами заказывали Тэ-ду «картинки»: здания, пейзажи...
И в девяноста процентах случаев он исполнял заказ с ошеломляющей точностью. Ни о каком мошенничестве не могло быть и речи.
Впрочем, не обходилось и без курьезов. Иногда полуграмотный Тэд на воображаемых им объектах проецировал надписи с грамматическими ошибками. На реальных зданиях этих ошибок не было. Иногда на пленке возникали картины из прошлого. Так, однажды исследователи долго искали на натуре фасад и странную вывеску «Wid Gold Store» какого-то магазина, проявившегося на целой серии снимков мыслеформ Тэда. Сам Тэд ничем помочь не мог - он этого магазина никогда не видел. И все-таки здание нашли - в сорока милях от Денвера в городе Сентрал-Сити. Но оказалось, что вывеска на «снимках» Тэда уже устарела - старую надпись «Old Gold Store» поменяли на другую - «Old Wells Fargo Store». Возможно, в результате этого на «мыслеграфии» Тэда появилось нечто среднее - причудливое «Wid». Объяснить природу феномена Тэда Сериоса тогда не смогли...
Женщины рисуют мыслью
В 1970-х годах эстафету Тэда Сериоса подхватила Маргарет Флеминг. Но, в отличие от предшественника, она прекрасно обходилась без фотоаппарата. Во время экспериментов ей было достаточно мысленно сосредоточиться на каком-нибудь образе и затем мысленно спроецировать его на фотопленку или фотобумагу, которую держали перед ее глазами.
Таким удивительным способом ей удавалось создавать поистине художественные «психофотографии»: портреты людей, обнаженную натуру... Некоторые из этих «мыслеграфий» в июне 1976 года опубликовал журнал «FATE».
Примерно в те же годы в СССР подобные качества демонстрировала знаменитая Нинель Сергеевна Кулагина (1926-1990). По просьбе ученых она не только засвечивала мыслью фотоматериалы, но и экспонировала на фотопленку заказанные ей фигуры и символы: звезды, кресты, буквы... Все это тщательно задокументировано независимыми комиссиями, состоявшими из авторитетных ученых.
Совпадения поражали...
В 1973 году 32-летний пермский врач-психиатр Геннадий Павлович Крохалев взялся экспериментально подтвердить существовавшую не одно десятилетие версию о том, что зрительные образы возникают в мозгу и передаются на сетчатку глаза, откуда излучаются в пространство.
Специально для этой цели было сконструировано немудреное устройство: на лицо больного, страдающего галлюцинациями, надевали маску для подводного плавания. К ней подсоединяли растяжной мех от фотоаппарата «Фотокор», суженная часть которого состыковывалась с объективом кинокамеры или фотоаппарата. Фотографирование (или киносъемка) зрительных галлюцинаций проводилось в полной темноте на расстоянии 15-45 сантиметров от глаз больного.
Кроме этой, использовалась и другая, еще более простая методика: к лицу больного (на расстоянии 20-35 сантиметров от глаз и без всякой аппаратуры) на 10-15 секунд подносили негативную фотопленку или фотопластинку, вложенную в светонепроницаемый черный пакет.
Казалось бы, совершенно незамысловатые эксперименты, но уже на первых этапах исследований у 87 из 203 пациентов пермской больницы были сфотографированы образы, возникавшие в их мозгу во время галлюцинаций.
Во время фотографирования или киносъемки исследователи просили больных вслух описывать свои видения. Эти рассказы протоколировали и затем сравнивали с изображениями, возникавшими на фотопленке. Совпадения поражали. На фотографиях довольно четко было видно то, о чем в момент съемки рассказывали больные: «рога животных», «рыбы», «озеро и лось», «дорога, танки и солдаты», «фабрика», «елка», «черт», «змея», «подсолнечник» и многое другое. Контрольные кадры, когда галлюцинаций не было, никаких засветок и изображений не имели.
Гипотеза излучения из глаз блестяще подтвердилась на практике.
Глаз - «биолазер»?
Итак, факт более ни у кого не вызывал сомнений. Наступило время его осмысления. Гипотез о природе феномена «психофотографий» на сегодняшний день не так уж много.
Доктор физико-математических наук М. Герценштейн (ВНИИ оптико-физических измерений) считает, что результаты описанных опытов психиатров совершенно не противоречат законам физики. Он вполне допускает, что чувствительные клетки сетчатки глаза -палочки и колбочки - обладают свойством обратимости. Не исключено, что они работают подобно полупроводниковым фотодиодам, которые могут не только воспринимать свет, но и становиться его излучателями - светодиодами, если через них пропустить ток. Другими словами, рецепторы сетчатки глаза могут быть и приемниками, и генераторами какого-то излучения.
Доктор биологических наук профессор Ю.Г. Симаков согласен с этой версией: «Из глаз идет не видимый свет, а скорее всего электромагнитные волны с частотой колебаний, недоступной нашему глазу... Можно предположить, что в сложно устроенных палочках сетчатки возникает что-то наподобие рентгеновского биолазера, действующего очень короткими вспышками. Проведенные мною исследования показали, что если в место стыковки волокон хрусталика, так называемый шов, ввести лазерный луч, то далее по волокну он движется как по световоду... Возможно, по этому пути и передается информация от сетчатки в окружающее пространство... Глаз работает как биолазер, как «волшебный фонарь», способный писать мысли на экране...»
Сегодня проблема «мыслефотографий» занимает ученых самых разных стран. И хотя направления и результаты паранормальных исследований в связи с их стратегическим значением обычно не афишируются, кое-какие сведения время от времени становятся достоянием гласности. Например, не так давно промелькнуло сообщение, что японские ученые уже создали высокочувствительный экран, на котором возникают контуры изображений или людей, когда кто-то пристально смотрит на него. Есть сведения о подобных разработках и в других странах.
Гипотеза излучения из глаз вполне вписывается в сегодняшнюю научную парадигму и потому уже не считается особой ересью.
Впрочем, традиционных ученых смущает диапазон излучения. Дело в том, что засвечивание и экспонирование фотопленки мыслеобразами происходит даже в тех случаях, когда она помещена в светонепроницаемый конверт. Исходя из этого, доктор технических наук А. Чернетский предположил, что «излучение из глаз формируется не только в видимом диапазоне волн, но и в каком-то другом, в котором черная бумага пакета является прозрачной». Исследования последних лет подтвердили эту гипотезу: доказано, что человеческий глаз способен испускать слабые рентгеновские и когерентные («лазерные») излучения. Остается продолжить логическую цепочку: если эти лучи про-модулированы какой-либо информацией (мыслеобразами), то вполне вероятна фиксация этих образов на фотопленке или фотобумаге.
Комментарии