Автор теории цикличности истории видел будущее России
В истории России было немало оракулов и пророков, предвещавших нашей стране то невиданные пожары и мятежи «с мором и гладом», то наступление времени всеобщего благоденствия.
Правда, имена многих из них не дошли до наших дней по вполне простой причине: их предсказания не сбылись. Но были и другие, те, кто предупреждал о грядущих событиях, и эти предупреждения сбывались. Таким даром обладали люди, канонизированные затем православной церковью как святые: Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий...
Вместе с тем мало кто знает, что в начале XX века была предпринята попытка дать глобальное объяснение не только предыдущим этапам развития нашей страны, но и заглянуть за далекие горизонты. Осуществил эту попытку генерал-лейтенант, действительный член Императорского Русского географического общества, координатор Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете, кавалер орденов Святого Александра Невского, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава - Валентин Александрович Мошков.
Род Мошковых, судя по родословным книгам Костромской, Московской и Пензенской губерний, берет свое начало в XVII веке. Основатель рода Иван Яковлевич Мошков служил царским степенным ключником, ну а его сын Петр Иванович находился на высокой должности гоф-интенданта при Петре I. Что же касается Валентина Александровича Мешкова, родившегося 25 марта 1852 года, то он относился к костромской ветви рода. Учеба во Второй петербургской военной гимназии предопределила его будущее.
Далее следовала служба в Константиновском училище и перевод в Михайловское артиллерийское училище, после окончания которого поручика Мошкова прикомандировали к Санкт-Петербургской крепостной артиллерии. Вероятнее всего, его увлечение историей и этнографией началось со времени назначения на должность артиллерийского приемщика на Олонецких горных заводах. Здесь, в Карелии, он нашел свое семейное счастье, женившись на дочери петрозаводского купца Александре Ильиной. Здесь же написал свою первую научную работу «Пермяцко-карельские параллели».
Куда бы дальше по службе судьба ни бросала пытливого офицера, он всюду занимался исследованиями быта, верований, преданий и обрядов коренных народов. Впечатляет уже одно перечисление его трудов: «Скифы и их соплеменники фракийцы», «Черемисская секта «Кучу сорта», «Гагаузы Бендерского уезда», «Материалы характеристики музыкального творчества инородцев Волго-Камского края». Кстати говоря, Мошков обладал абсолютным музыкальным слухом и великолепно играл на духовых инструментах. Так что его исследования музыкальной культуры татар, марийцев, мордвы, удмуртов и чувашей были отнюдь не удовлетворением дилетантских амбиций.
В 1892 году теперь уже подполковника Мошкова перевели из Казани в Варшаву. Именно здесь накопленный исторический и этнографический материал перешел в новое качество: ставший к 1905 году генерал-майором Валентин Мошков создал оригинальную теорию цикличности истории.
Двухтомный труд артиллериста и этнографа назывался «Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, антропологии, этнографии, истории и статистики». Первый том, носивший название «Происхождение человека», вышел в Варшаве в 1907-м, второй - «Механика вырождений. 1912 год -начало «железного века» - был опубликован в 1910-м. И только сейчас, когда «железный век» завершился, можно с полной уверенностью назвать генерала Мошкова российским Нострадамусом, а его труд - книгой судеб России.
Судя по названию книги, Мошков для создания своей системы исторических событий исходил из положений ряда наук, а не «откровений». Согласно воззрениям автора, все великие и малые государства совершают непрерывный ряд оборотов, которые называются «историческими циклами».
Каждый цикл длится ровно четыреста лет. По умозаключению Мошкова, через четыреста лет своей истории народ возвращается к тому, с чего начал. Каждый из четырех веков цикла при этом был назван в следующей последовательности: золотой, серебряный, медный и железный.
Кроме того, каждый из веков делится на отрезки по пятьдесят лет, отличающиеся друг от друга своим характером. Первые пятьдесят лет знаменуют собой упадок, а вторые - подъем, за исключением «века железного». В «железном веке» и первые, и вторые пятьдесят лет характеризуются упадком.
Границами между циклами, веками и полувеками, по мнению автора, «являются события, характер которых резко отличается от предыдущего направления государственной жизни, что позволяет определять в истории каждого государства даты начала и окончания его цикла».
Как же соотносил Мошков свою теорию с историей России? За начало первого исторического цикла он взял 812 год - год объединения славянских племен в союз, ставший впоследствии основой древнеславянского государства - Киевской Руси. Так начался, по Мошкову, первый «золотой век» русской истории. Конечно, для того, чтобы проследить соотношение всех циклов с событиями российской истории, необходимо стать современным Нестором и написать не одну «Повесть временных лет». И все же...
Согласно теории Мошкова, в 1612 году в России начался третий четырехсотлетний цикл, который закончился в 2012 году. До 1712-го в нем длился «золотой век» (время восстановления России от Смуты, время правления «тишайшего» Алексея Михайловича и Петра I); затем «век серебряный» (время дворцовых переворотов - время упадка; время Екатерины II и молодого Александра I, вплоть до разгрома наполеоновских «двунадесяти языков», - время подъема). Следующим веком был «век медный» - до 1912 года (первая половина - «николаевское время», до поражения России в Крымской войне, - упадок; вторая половина -правление Александра II и Александра III - подъем). И вот тут-то, по классификации Мошкова, наступил «век железный», продлившийся до 2012 года.
Этому веку автор посвятил отдельный том и выступил уже не в роли комментатора истории, а прорицателя, которого в наши дни называют «футурологом». Предоставлю слово самому Мошкову: «Через два года, - писал исследователь в 1910-м, - мы вступаем в железный век. Читателю остается только наблюдать действительность и сверять с нею данные истории. Для ближайшего к нам времени можно с большой вероятностью предсказать: постоянное вздорожание всех предметов первой необходимости, и в особенности съестных припасов, которое будет усиливаться с каждым годом.
В результате его последует расстройство финансовой системы и задолженность всех слоев общества, а особенно городских жителей и интеллигенции. Промышленные и торговые учреждения будут банкротиться одно за другим и прекращать свою деятельность или переходить в руки иностранцев. В результате таких явлений начнутся голодовки, особенно среди беднейших слоев городского населения... Голодная чернь, доведенная до отчаяния... будет искать виновников своего несчастья и найдет их в правительственных органах, в состоятельных классах населения... Начнутся бунты, избиение состоятельных и власть имущих людей...
Провинции, населенные инородцами, воспользуются этими замешательствами и будут поднимать то здесь, то там знамя восстаний, но все эти попытки нарушить целостность государства успеха иметь не будут... Внешние враги также будут пользоваться нашими внутренними замешательствами и попытаются отобрать у нас часть территории. Может быть, они иногда и будут иметь удачу, но потери наши... будут незначительными».
Таким образом, «русский Нострадамус» предвидел уже в 1910-м революцию, гражданскую войну и попытку интервентов растащить империю на части. Но это еще не все. В канун 300-летия Дома Романовых генерал предрек и трагическую судьбу Николаю II. Вот эти слова: «В порядке постепенности беззаветная любовь к правительству сменяется любовью и привязанностью к личности правителя. Эта последняя уступает свое место полному равнодушию. Далее следует уже ненависть сначала к личному составу правительства, а потом к правительству вообще, соединенные с непреодолимым желанием его уничтожить».
Рубежом между полувеками «железного века» Мошков выделил 1962 год. Почему? Надо учитывать, что, по классификации автора, в это столетие нет подъема, а есть упадок в первые пятьдесят лет и во вторые пятьдесят. Толькотеперь мы осознали, что 1962-й мог стать из-за «Карибского кризиса» (установки советских ракет на Кубе и действий американской администрации) «последним годом истории». Вот еще одно подтверждение правильности методологии предсказателя.
И уж совсем не в бровь, а в глаз, звучат слова Мошкова о деградации морали, культуры и искусства к концу «железного века»: «Изучение наук сводится к бессмысленному зазубриванию мудрости прежних времен и к погоне за дипломами, дающими преимущество в борьбе за существование... В литературную область врываются в качестве чего-то нового декадентщина и порнография. Охота к чтению исчезает... У многих погоня за наслаждениями становится единственной целью жизни. Люди делаются падки до всякого рода игр, в особенности азартных, предаются пьянству, употреблению всевозможных наркотиков, кутежу и разврату. Честность у людей исчезает, ложь и обман становятся добродетелями... Офицеры теряют чувство чести, энергию и уважение солдат».
Увы, отдельной книги о грядущем «золотом веке» Валентин Мошков не написал. В 1913 году он подал прошение об отставке и был уволен со службы с производством в генерал-лейтенанты. Немногочисленные авторы, писавшие об этом удивительном человеке, считают, что после 1913 года его следы теряются. На самом же деле генерал Мошков, увидев наяву свои прогнозы, в 1921 году эмигрировал в Болгарию, где и скончался в 1922 году в возрасте семидесяти лет.
До недавнего времени его имя находилось под гласным и негласным запретом. Автор этих строк, сорок пять лет тому назад учившийся на историко-филологическом факультете Петрозаводского государственного университета и изучавший такие спецкурсы, как «Антропология и этнография», а также «История Карелии», не может похвастаться тем, что в те годы слышал о Валентине Александровиче Мошкове. Да и как можно было говорить о тяготах «железного века», когда звучали совсем иные предсказания - о том, что к 1980 году будет построен коммунизм! Не случайно поэт-бард пел: «Ведь ясновидцев, как и очевидцев, всю жизнь сжигали люди на кострах».
Но не будем зацикливаться на «веке железном». Как-никак он, по Мошкову, завершился в 2012-м. Если верить «русскому Нострадамусу», с началом 2013 года открывается новый четырехсотлетний цикл российской истории. Как известно, он начинается с «золотого века». Правда, его первая половина, заканчивающаяся в 2062 году, не является лучшей. Но все познается в сравнении. Ведь худшая половина «века золотого» должна быть значительно лучше любой из худших половинок «века железного», не правда ли?
Ну а в заключение еще раз процитирую не устающего удивлять провидца. Вот как он описывал грядущий подъем в «золотом веке» русской истории (2062-2112 годы): «Вражда между людьми исчезает и заменяется согласием, любовью, дружбой и уважением. Партии уже не имеют никакого смысла и потому прекращают свое существование. Междоусобия, бунты, восстания и революции отходят в область преданий, так как человек подъема миролюбив и не стремится к власти... Чужое имущество начинает пользоваться таким же уважением, как и его хозяин... В науке народ спешит догнать своих цивилизованных соседей, от которых сильно отставал во время упадка...
Злоупотребления власти прекращаются. Чиновники делаются честными. Дети в это время любят и высоко чтут своих родителей. Армия реформируется и приобретает неоценимые качества. Человек держится веры своих отцов, видя в ней знамя своей национальности. Граждане страны связаны между собой общим патриотизмом, безграничной, безотчетной и инстинктивной любовью к общей родине».
Александр ОБУХОВ, член-корреспондент Петровской академии наук (Луга)
"Секретные материалы" ноябрь 2013
Правда, имена многих из них не дошли до наших дней по вполне простой причине: их предсказания не сбылись. Но были и другие, те, кто предупреждал о грядущих событиях, и эти предупреждения сбывались. Таким даром обладали люди, канонизированные затем православной церковью как святые: Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий...
Вместе с тем мало кто знает, что в начале XX века была предпринята попытка дать глобальное объяснение не только предыдущим этапам развития нашей страны, но и заглянуть за далекие горизонты. Осуществил эту попытку генерал-лейтенант, действительный член Императорского Русского географического общества, координатор Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете, кавалер орденов Святого Александра Невского, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава - Валентин Александрович Мошков.
Род Мошковых, судя по родословным книгам Костромской, Московской и Пензенской губерний, берет свое начало в XVII веке. Основатель рода Иван Яковлевич Мошков служил царским степенным ключником, ну а его сын Петр Иванович находился на высокой должности гоф-интенданта при Петре I. Что же касается Валентина Александровича Мешкова, родившегося 25 марта 1852 года, то он относился к костромской ветви рода. Учеба во Второй петербургской военной гимназии предопределила его будущее.
Далее следовала служба в Константиновском училище и перевод в Михайловское артиллерийское училище, после окончания которого поручика Мошкова прикомандировали к Санкт-Петербургской крепостной артиллерии. Вероятнее всего, его увлечение историей и этнографией началось со времени назначения на должность артиллерийского приемщика на Олонецких горных заводах. Здесь, в Карелии, он нашел свое семейное счастье, женившись на дочери петрозаводского купца Александре Ильиной. Здесь же написал свою первую научную работу «Пермяцко-карельские параллели».
Куда бы дальше по службе судьба ни бросала пытливого офицера, он всюду занимался исследованиями быта, верований, преданий и обрядов коренных народов. Впечатляет уже одно перечисление его трудов: «Скифы и их соплеменники фракийцы», «Черемисская секта «Кучу сорта», «Гагаузы Бендерского уезда», «Материалы характеристики музыкального творчества инородцев Волго-Камского края». Кстати говоря, Мошков обладал абсолютным музыкальным слухом и великолепно играл на духовых инструментах. Так что его исследования музыкальной культуры татар, марийцев, мордвы, удмуртов и чувашей были отнюдь не удовлетворением дилетантских амбиций.
В 1892 году теперь уже подполковника Мошкова перевели из Казани в Варшаву. Именно здесь накопленный исторический и этнографический материал перешел в новое качество: ставший к 1905 году генерал-майором Валентин Мошков создал оригинальную теорию цикличности истории.
Двухтомный труд артиллериста и этнографа назывался «Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, антропологии, этнографии, истории и статистики». Первый том, носивший название «Происхождение человека», вышел в Варшаве в 1907-м, второй - «Механика вырождений. 1912 год -начало «железного века» - был опубликован в 1910-м. И только сейчас, когда «железный век» завершился, можно с полной уверенностью назвать генерала Мошкова российским Нострадамусом, а его труд - книгой судеб России.
Судя по названию книги, Мошков для создания своей системы исторических событий исходил из положений ряда наук, а не «откровений». Согласно воззрениям автора, все великие и малые государства совершают непрерывный ряд оборотов, которые называются «историческими циклами».
Каждый цикл длится ровно четыреста лет. По умозаключению Мошкова, через четыреста лет своей истории народ возвращается к тому, с чего начал. Каждый из четырех веков цикла при этом был назван в следующей последовательности: золотой, серебряный, медный и железный.
Кроме того, каждый из веков делится на отрезки по пятьдесят лет, отличающиеся друг от друга своим характером. Первые пятьдесят лет знаменуют собой упадок, а вторые - подъем, за исключением «века железного». В «железном веке» и первые, и вторые пятьдесят лет характеризуются упадком.
Границами между циклами, веками и полувеками, по мнению автора, «являются события, характер которых резко отличается от предыдущего направления государственной жизни, что позволяет определять в истории каждого государства даты начала и окончания его цикла».
Как же соотносил Мошков свою теорию с историей России? За начало первого исторического цикла он взял 812 год - год объединения славянских племен в союз, ставший впоследствии основой древнеславянского государства - Киевской Руси. Так начался, по Мошкову, первый «золотой век» русской истории. Конечно, для того, чтобы проследить соотношение всех циклов с событиями российской истории, необходимо стать современным Нестором и написать не одну «Повесть временных лет». И все же...
Согласно теории Мошкова, в 1612 году в России начался третий четырехсотлетний цикл, который закончился в 2012 году. До 1712-го в нем длился «золотой век» (время восстановления России от Смуты, время правления «тишайшего» Алексея Михайловича и Петра I); затем «век серебряный» (время дворцовых переворотов - время упадка; время Екатерины II и молодого Александра I, вплоть до разгрома наполеоновских «двунадесяти языков», - время подъема). Следующим веком был «век медный» - до 1912 года (первая половина - «николаевское время», до поражения России в Крымской войне, - упадок; вторая половина -правление Александра II и Александра III - подъем). И вот тут-то, по классификации Мошкова, наступил «век железный», продлившийся до 2012 года.
Этому веку автор посвятил отдельный том и выступил уже не в роли комментатора истории, а прорицателя, которого в наши дни называют «футурологом». Предоставлю слово самому Мошкову: «Через два года, - писал исследователь в 1910-м, - мы вступаем в железный век. Читателю остается только наблюдать действительность и сверять с нею данные истории. Для ближайшего к нам времени можно с большой вероятностью предсказать: постоянное вздорожание всех предметов первой необходимости, и в особенности съестных припасов, которое будет усиливаться с каждым годом.
В результате его последует расстройство финансовой системы и задолженность всех слоев общества, а особенно городских жителей и интеллигенции. Промышленные и торговые учреждения будут банкротиться одно за другим и прекращать свою деятельность или переходить в руки иностранцев. В результате таких явлений начнутся голодовки, особенно среди беднейших слоев городского населения... Голодная чернь, доведенная до отчаяния... будет искать виновников своего несчастья и найдет их в правительственных органах, в состоятельных классах населения... Начнутся бунты, избиение состоятельных и власть имущих людей...
Провинции, населенные инородцами, воспользуются этими замешательствами и будут поднимать то здесь, то там знамя восстаний, но все эти попытки нарушить целостность государства успеха иметь не будут... Внешние враги также будут пользоваться нашими внутренними замешательствами и попытаются отобрать у нас часть территории. Может быть, они иногда и будут иметь удачу, но потери наши... будут незначительными».
Таким образом, «русский Нострадамус» предвидел уже в 1910-м революцию, гражданскую войну и попытку интервентов растащить империю на части. Но это еще не все. В канун 300-летия Дома Романовых генерал предрек и трагическую судьбу Николаю II. Вот эти слова: «В порядке постепенности беззаветная любовь к правительству сменяется любовью и привязанностью к личности правителя. Эта последняя уступает свое место полному равнодушию. Далее следует уже ненависть сначала к личному составу правительства, а потом к правительству вообще, соединенные с непреодолимым желанием его уничтожить».
Рубежом между полувеками «железного века» Мошков выделил 1962 год. Почему? Надо учитывать, что, по классификации автора, в это столетие нет подъема, а есть упадок в первые пятьдесят лет и во вторые пятьдесят. Толькотеперь мы осознали, что 1962-й мог стать из-за «Карибского кризиса» (установки советских ракет на Кубе и действий американской администрации) «последним годом истории». Вот еще одно подтверждение правильности методологии предсказателя.
И уж совсем не в бровь, а в глаз, звучат слова Мошкова о деградации морали, культуры и искусства к концу «железного века»: «Изучение наук сводится к бессмысленному зазубриванию мудрости прежних времен и к погоне за дипломами, дающими преимущество в борьбе за существование... В литературную область врываются в качестве чего-то нового декадентщина и порнография. Охота к чтению исчезает... У многих погоня за наслаждениями становится единственной целью жизни. Люди делаются падки до всякого рода игр, в особенности азартных, предаются пьянству, употреблению всевозможных наркотиков, кутежу и разврату. Честность у людей исчезает, ложь и обман становятся добродетелями... Офицеры теряют чувство чести, энергию и уважение солдат».
Увы, отдельной книги о грядущем «золотом веке» Валентин Мошков не написал. В 1913 году он подал прошение об отставке и был уволен со службы с производством в генерал-лейтенанты. Немногочисленные авторы, писавшие об этом удивительном человеке, считают, что после 1913 года его следы теряются. На самом же деле генерал Мошков, увидев наяву свои прогнозы, в 1921 году эмигрировал в Болгарию, где и скончался в 1922 году в возрасте семидесяти лет.
До недавнего времени его имя находилось под гласным и негласным запретом. Автор этих строк, сорок пять лет тому назад учившийся на историко-филологическом факультете Петрозаводского государственного университета и изучавший такие спецкурсы, как «Антропология и этнография», а также «История Карелии», не может похвастаться тем, что в те годы слышал о Валентине Александровиче Мошкове. Да и как можно было говорить о тяготах «железного века», когда звучали совсем иные предсказания - о том, что к 1980 году будет построен коммунизм! Не случайно поэт-бард пел: «Ведь ясновидцев, как и очевидцев, всю жизнь сжигали люди на кострах».
Но не будем зацикливаться на «веке железном». Как-никак он, по Мошкову, завершился в 2012-м. Если верить «русскому Нострадамусу», с началом 2013 года открывается новый четырехсотлетний цикл российской истории. Как известно, он начинается с «золотого века». Правда, его первая половина, заканчивающаяся в 2062 году, не является лучшей. Но все познается в сравнении. Ведь худшая половина «века золотого» должна быть значительно лучше любой из худших половинок «века железного», не правда ли?
Ну а в заключение еще раз процитирую не устающего удивлять провидца. Вот как он описывал грядущий подъем в «золотом веке» русской истории (2062-2112 годы): «Вражда между людьми исчезает и заменяется согласием, любовью, дружбой и уважением. Партии уже не имеют никакого смысла и потому прекращают свое существование. Междоусобия, бунты, восстания и революции отходят в область преданий, так как человек подъема миролюбив и не стремится к власти... Чужое имущество начинает пользоваться таким же уважением, как и его хозяин... В науке народ спешит догнать своих цивилизованных соседей, от которых сильно отставал во время упадка...
Злоупотребления власти прекращаются. Чиновники делаются честными. Дети в это время любят и высоко чтут своих родителей. Армия реформируется и приобретает неоценимые качества. Человек держится веры своих отцов, видя в ней знамя своей национальности. Граждане страны связаны между собой общим патриотизмом, безграничной, безотчетной и инстинктивной любовью к общей родине».
Александр ОБУХОВ, член-корреспондент Петровской академии наук (Луга)
"Секретные материалы" ноябрь 2013
Комментарии