В отечественной блогосфере присутствует культ реального производства, пропагандирующий выплавку стали, материальной продукции с высокой добавленной стоимостью, средств производства и так далее. А сфера услуг — это так, для плебеев и не наш путь. Причины понятны — сложно любить то, в чём преуспел и на что опирается запад. Стратегия плевания на сферу услуг, понятное дело, является проигрышной, но к счастью культ не имеет ничего общего с российской экономикой и 64% нашего ВВП формируется сферой услуг. Сфера услуг главенствует даже в тех странах, на которые культ пытается равняться: в Китае сфера услуг уже почти в два раза больше обрабатывающей промышленности, а в Германии в три. Иными словами, гипотеза о преимуществах реального производства над сферой услуг не имеет под собой эмпирических доказательств и даже неверна.
Несложно догадаться, что услуги можно не только производить/продавать внутри страны, но и экспортировать, имея бабосики с посторонних людей, а не со своих же. Речь идёт об экспорте услуг айти-сектора, телекоммуникациях, туризме, транспорте, финансовых услугах, отчислениях за интеллектуальную собственность и т.п. Здесь, к сожалению, у нас хуже. Ниже график экспорта услуг, для понимания масштаба я добавил экспорт нефти и газа из России:
Какая-то Дания с пятимиллионным населением экспортирует услуг почти столько же, сколько мы нефти. А Филиппины больше, чем мы природного газа.
Чтобы отвлечься от размеров экономики есть смысл разделить экспорт услуг на население и получить подушевой экспорт услуг:
По горизонтальной оси пришлось сократить масштаб, чтобы низкие значения были различимы. Россия, понятное дело, не последняя в рейтинге, но в график больше не влезало.
Для сторонников гипотезы «экспорт услуг для плебеев» стоит заметить, что существует существенная положительная корреляция (0.5) между подушевым экспортом услуг и подушевым ВВП и дела обстоят так — если ты не экспортируешь кучу услуг, то скорее всего ты плебей (низкий подушевой ВВП):
Но не стоит и переоценивать услуги. Если внутри экономики они лидируют с огромным отрывом, то в международной торговле услуги всё-таки уступают товарам.
Источники данных: население, подушевой ВВП по ППС, доля сферы услуг, доля обрабатывающей промышленности, экспорт услуг.