Киотский протокол
Кио́тский протоко́л — международное соглашение, заключённое с целью сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу Земли для противодействия глобальному потеплению. Являясь дополнительным документом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года (РКИК ООН), Протокол был принят в японском городе Киото 11 декабря 1997 года и вступил в силу 16 февраля 2005 года[1]. Главная цель соглашения: стабилизировать уровень концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему планеты[2]. В настоящее время насчитывается 192 участника Киотского протокола (191 государство и Европейский союз). При этом США подписали, но не ратифицировали Протокол, Канада официально вышла из него 16 декабря 2012 года[3][4].
Международный договор применяется к шести парниковым газам, перечисленным в Приложении A к Протоколу: углекислому газу (CO2), метану (CH4), закиси азота (N2O), гидрофторуглеродам (ГФУ), перфторуглеродам (ПФУ) и гексафториду серы (SF6)[5].
Протокол основан на принципе общей, но дифференцированной ответственности: в нём признаётся, что страны имеют неодинаковые возможности в борьбе с изменением климата в связи с разным уровнем экономического развития, и поэтому он налагает обязательство сократить текущие выбросы в развитых странах и странах с переходной экономикой в соответствии с установленными количественными обязательствами на основании того, что они несут историческую ответственность за нынешний уровень парниковых газов в атмосфере. Кроме того, для каждой страны была установлена квота на выбросы парниковых газов. В том случае, если государство выбрасывает в атмосферу парниковых газов меньше выделенной квоты, оно может продать излишки другому государству, которое тем самым получает возможность выбрасывать больше парниковых газов[6].
Первый период действия Протокола начался в 2008 году и закончился в 2012 году. В 2012 году был согласован второй период действия обязательств, так называемая Дохинская поправка к Киотскому протоколу. По состоянию на октябрь 2019 года 134[7] государства приняли Дохинскую поправку, тогда как для вступления поправки в силу требуется её принятие 144 государствами[8].
В рамках ежегодных конференций ООН по изменению климата проводились переговоры о мерах, которые должны быть приняты после окончания второго периода действия обязательств в 2020 году. Это привело к принятию в 2015 году Парижского соглашения, которое является отдельным документом в рамках РКИК ООН, а не поправкой к Киотскому протоколу.
Детали соглашения[править | править код]
Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.
Количественные обязательства[править | править код]
Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет до 31 декабря 2012 года.
Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (углекислый газ, метан, фторуглеводороды, фторуглероды, закись азота, гексафторид серы) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.
Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:
- Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %
- США — на 7 %
- Япония и Канада — на 6 %
- Страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 %
- Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года
Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.
Механизмы гибкости[править | править код]
Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:
- торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
- проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
- механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.
Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.
MOP-1, Монреаль[править | править код]
Первая встреча сторон Киотского протокола состоялась в Монреале (Канада) с 28 ноября по 9 декабря 2005 года. Она стала одновременно одиннадцатой Конференцией сторон РКИК (COP-11 — англ. Conference of Parties to the UNFCCC). Поэтому с формальной точки зрения в Монреале параллельно проходили два мероприятия: COP-11 и COP/MOP-1.
МОР-2, Найроби[править | править код]
Вторая встреча сторон Киотского протокола (КП) — КС-12/СС-2 и двенадцатая Конференция сторон РКИК состоялись в Найроби (Кения). Важных решений по вопросам климата в ходе этих встреч принято не было.
MOP-3, Бали[править | править код]
Третья встреча сторон Киотского протокола и одновременно Тринадцатая Конференция сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата прошла с 3 по 14 декабря 2007 года.
Страны, участвующие в подписании протокола[править | править код]
По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.[9]
Страны, подписавшие протокол[править | править код]
Абсолютное большинство, практически все страны.
Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол[править | править код]
США подписали в ноябре 1998, но в 2001 году отказались ратифицировать[10][11][12]
Страны, не подписавшие протокол[править | править код]
Афганистан, Андорра, Ватикан, Западная Сахара.
Страны, вышедшие из протокола[править | править код]
Будущее протокола[править | править код]
В 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане была достигнута договорённость о продлении действия Киотского протокола до принятия нового соглашения, хотя, по оценке «Гардиан», вероятно, что лишь страны ЕС и немногие другие будут участвовать в продлённом протоколе[14].
Киотский протокол и Россия[править | править код]
11 апреля 2002 г. председатель Правительства РФ М. М. Касьянов поручил главе Министерства экономического развития РФ А. Л. Кудрину подготовить проект плана мероприятий по ратификации Киотского протокола, также было решено привлечь к разработке плана экспертов из Российской академии наук. 17 мая 2002 г. зам. председателя Правительства РФ В. Б. Христенко обратился к вице-президенту РАН Н. П. Лаверову с просьбой подготовить предложения по принятию Рамочной конвенции ООН об изменении климата. К обсуждению подключились эксперты Института географии, директор института В. М. Котляков и зам. директора Н. Ф. Глазовский готовили проект национального доклада по проблеме Киотского протокола, который представили на согласование Н. П. Лаверову. 29 января 2004 г. президент РАН Ю. С. Осипов отдал распоряжение о создании совета-семинара «Возможности предотвращения изменения климата и его негативных последствий. Проблема Киотского протокола». Главой совета-семинара был назначен Ю. А. Израэль, администрацию президента России представлял А. Н. Илларионов[15].
Российская академия наук в ответ на просьбу российских властей выразить свое мнение в отношении Киотского протокола в 2004 году дала ответ за подписью Юрия Осипова, в котором высказывалась следующая позиция[16][неавторитетный источник?]:
- «Киотский протокол не имеет научного обоснования»;
- «Киотский протокол неэффективен для достижения окончательной цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата, как она изложена в статье 2 („стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему“»;
- «Ратификация Протокола в условиях наличия устойчивой связи между эмиссией CO2 и экономическим ростом, базирующемся на углеродном топливе, означает существенное юридическое ограничение темпов роста российского ВВП».
Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-ФЗ). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года[17] (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).
В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.
В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.
В мае 2007 года правительство РФ утвердило постановление № 332, которое определило Минэкономразвития в качестве координационного центра по подготовке и утверждению заявок на проекты совместного осуществления.[18]
К началу 2008 года на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России.
К 2009 году в Минэкономразвития поступило около 125 заявок от российских компаний с углеродным потенциалом в 240 млн т СО2 — эквивалента, что в денежном выражении составляет примерно 3,5 — 4 млрд евро. Однако ни одна из заявок не была утверждена.
В октябре 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 843, которым полномочия по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов, было возложено на Сбербанк РФ. В обязанности Сбербанка вошли проведение конкурсов и дальнейшая экспертиза заявок. По результатам экспертизы заявок решение об утверждении проектов принимает Минэкономразвития РФ. В дальнейшем по проекту проводится независимый аккредитованный мониторинг, который подтверждает объём сокращений выбросов за определённый период. После этого по договору купли-продажи (ERPA — Emission Reductions Purchase Agreement) компания получает через Сбербанк денежные средства от покупателя углеродных единиц. Наделение Сбербанка полномочиями оператора углеродных единиц подверглось критике.[18][19]
В конце июля 2010 году Минэкономразвития утвердило первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составит 30 млн т СО2-эквивалента, а в ноябре 2010 г. Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн т, поданных на второй конкурс.[18]
В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией. Японские компании Mitsubishi и Nippon Oil — партнеры компании «Газпромнефть» по освоению Еты-Пуровского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе получили квоты, образовавшиеся за счет того, что «Газпромнефть» проложила с месторождения трубопроводы, по которым попутный газ вместо его сжигания транспортируется на перерабатывающие мощности компании СИБУР, в обмен на компенсацию «Газпромнефти» в виде технологий и оборудования.[20]
Во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу Россия участвовать не планирует[21].
27 сентября 2015 года на саммите Глобального развития в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о перевыполнении Россией своих обязательств по Киотскому протоколу, приводя данные об уменьшении выбросов от энергетического сектора в России за последние 20 лет на 37 %.[22]
См. также[править | править код]
Примечания[править | править код]
- ↑ КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ К РАМОЧНОЙ КОНВЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КЛИМАТА — Официальный текст на русском языке, ООН, 1998
- ↑ Article 2 . The United Nations Framework Convention on Climate Change. Дата обращения 21 ноября 2009. Архивировано 28 октября 2005 года.
- ↑ 7 .a Kyoto Protocol to the United Nations Framework Convention on Climate Change . UN Treaty Database. Дата обращения 27 ноября 2014.
- ↑ Канада официально вышла из Киотского протокола . ТАСС. Дата обращения 23 ноября 2019.
- ↑ Report Of The Conference Of The Parties On Its Third Session, Held At Kyoto From 1 To 11 December 1997 https://unfccc.int/resource/docs/cop3/07a01.pdf#page=28
- ↑ Киотский протокол 1997 // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ United Nations Framework Convention on Climate Change . United Nations Framework Convention on Climate Change. Дата обращения 23 июля 2016.
- ↑ Вирт Д.А. Парижское соглашение: новый компонент климатического режима ООН // Вестник международных организаций. — 2017. — Т. 12. — № 4. — С. 196. — С. 185—214.
- ↑ Status of Ratification of the Kyoto Protocol
- ↑ https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=XXVII-7-a&chapter=27&clang=_en «United States of America — 12 Nov 1998 — '' „
- ↑ https://edition.cnn.com/2013/07/26/world/kyoto-protocol-fast-facts/index.html “ The United States has not; it dropped out in 2001.»
- ↑ The United States and the Kyoto Protocol
- ↑ Канада заявила о выходе из Киотского протокола Архивная копия от 7 января 2012 на Wayback Machine РБК 13 декабря 2011 г.
- ↑ Jakobs M. Hope at last at the Durban conference on climate change Гардиан (англ.)
- ↑ Снытко В. А., Собисевич А. В. Обсуждение вопросов изменения климата в Российской академии наук в начале 2000-х гг. // Эколого-географические проблемы регионов России: материалы IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня рождения к.г.н., доцента Алексея Степановича Захарова. 15 января 2018 г., г. Самара. Самара, 2018. С. 18-23.
- ↑ Павленко В. Б. Парижское соглашение как угроза национальной безопасности России // Астраханский вестник экологического образования. — 2017. — № 4 (42). — С. 34.
- ↑ Kyoto Protocol Fast Facts — CNN
- ↑ 1 2 3 А.Громова. Потерянный воздух Киото
- ↑ Михаил Юлкин. ПСО в России: попытка номер два, или что новенького? Архивная копия от 28 декабря 2009 на Wayback Machine
- ↑ М.Задорожный. Россия впервые реализовала «киотские квоты»
- ↑ Экологи раскритиковали позицию России по Киотскому протоколу Полит.ру
- ↑ Лавров: Россия лидирует в мире по снижению выбросов парниковых газов
Литература[править | править код]
- Ekardt, F./von Hövel, A.: Distributive Justice, Competitiveness, and Transnational Climate Protection. In: Carbon & Climate Law Review, Vol. 3., 2009, p. 102—114.
- Katy Longden, Roshni Pabari, Munir Hassan, and Dalia Majumder-Russel, «Climate Change: Mitigation and Adaptation (A Legal Guide).» Advocates for International Development (June 2012)
- Romain Morel, and Igor Shishlov, «Ex-post evaluation of the Kyoto Protocol : Four key lessons for the 2015 Paris Agreement.» CDC Climat Research (May 2014)
- The Costs of the Kyoto Protocol: A Multi-Model Evaluation (англ.) // Energy Journal : journal / Weyant, J. P.. — 1999. — May (no. Special issue). From this issue:
- Manne, A. S.; Richels, R. The Kyoto Protocol: A Cost-Effective Strategy for Meeting Environmental Objectives? (англ.) : journal.
- Nordhaus, W. D.; Boyer, J. G. Requiem for Kyoto: An Economic Analysis of the Kyoto Protocol (англ.) : journal. Архивировано 6 октября 2000 года. Архивная копия от 6 октября 2000 на Wayback Machine
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт РКИК (на английском, испанском, французском языках)
- Страница протокола на сайте РКИК (англ.)
- Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (текст на русском языке)
- Киотский протокол с приложениями (текст на русском языке) на сайте ООН
- KYOTO PROTOCOL TO THE UNITED NATIONS FRAMEWORK CONVENTION ON CLIMATE CHANGE (англ.)
- Киотский протокол и современный бизнес, 2005
- Киотский прокол. «Новая газета». № 72 от 8 июля 2009 г.
- Киотские механизмы в России снова забуксовали. 2011 г.
Для улучшения этой статьи желательно: |
В другом языковом разделе есть более полная статья Kyoto Protocol (англ.). |