Исторические загадки и тайны


Разнообразные тайны и загадки человечества, необъяснимое и невероятное... А также все, что касается магии, чёрной и белой.

Модераторы: Raven, SoNyA

Аватара пользователя

Мастер

Сообщения: 917

Зарегистрирован: 10 янв 2012, 20:55

Откуда: Нижегородская область , Сосновский район с.Рожок

Сообщение 07 апр 2013, 15:03

Re: Исторические загадки и тайны

"Спящие в холмах"


Давно это было, но легенда гласит, Вечная жизнь Летуну предстоит. Дух его ни когда не умрет, Людям он знанье несет...

Современная костровая поэзия


В Поволжье широко распространена вера в волшебных Змей, обитавших здесь в древние времена. И сегодня на Волге сохранилось название Змиевы горы. Обнаженные откосы, состоящие из песчаников и глин, точно срезанные гигантским мечом, круто спускаются к реке. Считается, что свое название эти горы получили от громадного змея, долгие годы жившего в этих местах и причинившего местному населению немало бед и горя. Наконец, он был убит неким богатырем. Тело его распалось на три части, которые тотчас же обратились в камни (считается, что первым эту сказку записал путешественник А. Олеарий в 1636 году).

В XVIII веке в Поволжье была записана легенда, по которой крылатый летучий змей Зиланта после гибели своих сородичей перелетел на холм Джилантау (район современной Казани), откуда открывался путь в подземную страну. Оттуда он долгое время наводил ужас на окрестные земли, пока не был убит... После взятия Казани, чтобы "запереть" вход в подземную страну, русские основали на холме Джилантау монастырь.

Предания о Змеелюдях-Рахах, и сегодня обитающих в подземельях, сохранились во многих районах Поволжья. В Нижегородской области рассказывают о Йорт Еланы - домашних змеях, оборачивающихся людьми. Они покровительствовали конкретным семьям, "следили за малолетними детьми, охраняли их, учили различным премудростям и даже забавляли их".
В Самарской области сохранилось предание о Шихан-горе - месте сна, "тех, кто живет внизу". В книге "Легенды, предания, бывальщина" под редакцией Н.А. Криничной так говорится о поволжской Шихан-горе:
"Слыхали мы от стариков, что Шихан-гора не природная, а сложена руками человеческими из камня-дикаря. Внутри она полая. Если постукать ломом по ее боку, то Шихан загудит, как пустая бочка или барабан, а внутри зашипит по-змеиному" (25).

Сегодня местные жители довольно редко посещают этот холм. Они считают, что там нет ничего достойного внимания - только болотца, да заросли кустарника. Хотя до революции многие их предки ходили на ту гору, с озерами на вершине - "молиться". Место, где обитал Дух горы, было помечено особым камнем. Вот на нем и оставляли подношения: хлеб, соль, мед. По преданиям, рядом с озерами находились какие-то развалины. Местные жители по установившейся традиции Среднего Поволжья именовали их "Землянкой Степана Разина". (_Степан Разин в Поволжье - образ собирательный и имеет весьма далекое отношение к своему историческому прототипу. Степан Разин - предводитель восстания в Поволжье - казнен в Москве в 1671 г. В местной традиции Разин - это колдун, оборотень, могучий чародей, владелец летающей лодки (укрытой в одном из курганов, по другой версии - в одном из озер Поволжья)_).

После революции и гражданской войны на гору практически не ходили - плоды просвещения, запретов и культурной революции. Жертвоприношения прекратились, а "рассерженный дух" разлил озера, превратив их в болота. На горе поселились дикие чушки (кабаны), нападающие на человека, тревожащего их владения.
28 мая 1984 года группа самарских исследователей отправились на поиск этой горы.
(В этом эпизоде авторы специально стараются не давать точных географических привязок, исходя из общих правил техники безопасности "общения" жаждущей, но неподготовленной публики с подобными местами).

...Степь, бескрайняя степь протянулась от горизонта до горизонта. Экспедиция двигалась на машине ГАЗ-66. И километры весело ложились под колеса. Какая гора? Откуда она здесь? Нас мучили сомнения. Но вот куполообразный свод, поросший лесом. Такое ощущение, что перед нами ледниковая морена. Словно древний лед принес сюда тонны камня (множество обломков кварца и других глыб), принес и растаял. Но ведь согласно современным воззрениям специалистов геологов - ледник никогда не достигал этих мест, остановившись гораздо севернее. Используя всю проходимость мощной машины, экспедиция попыталась подняться на вершину горы. Впереди было болото. Густые заросли, следы кабанов и клещи. Все это затрудняло поиск, а еще была ограниченность временем. Местные жители (обитатели окрестных деревень) отказались сопровождать машину к горе, ссылаясь на свой (явно преувеличенный) страх перед кабанами. При осмотре склонов горы участники той экспедиции обнаружили несколько довольно узких щелей, забитых глиной и крупными как бы оплавленными камнями. Кажется, что сюда непрерывно бьют молнии. (Что это? Косвенное свидетельство скрытого в горе металла или отражение неких редких энергетических процессов?) Предварительное изучение данных разломов, создающих довольно устойчивый ток воздуха, гасящий пламя свечи, позволяет предположить наличие в горе каких-то больших пустот.

(В тот раз авторам так и не удалось выполнить всю намеченную программу исследований - выйти к "молельному камню" и осмотреть "развалины". Эти объекты все еще ждут своих первооткрывателей" и пытливых, неравнодушных исследователей).
Из рассказов обитателей соседних деревень вырисовывалась следующая картина легендарной истории этой горы:
"Когда-то очень давно в эти места пришли люди-змеи. Они построили Змеиный Дом - Шихан гору. Потом они утратили интерес к поверхностному миру, и ушли в глубь горы, запечатав за собой ходы-пещеры. Ушедшие оставили "Сторожа", поселившегося в водах одного из озер".

Как самостоятельные объекты на Шихан горе сохранилась память о темном озере - предположительно либо место рождения, либо подчинения "шайтанов". "Камень Призыва", "Малый Змеиный Дом" - впоследствии трансформировавшийся в "землянку Разина", "Запечатанные пещеры" - это те щели и пещеры, по которым можно попасть в гору.
Опрос местных жителей позволил предположить, что сегодня "Сторож" - "Дух" покинул эти места. Нам даже рассказали, как это произошло: "Улетел Шайтан! Улетел! Обликом как человек, голова - вся огонь, а вокруг огненные хвосты". Такое описание Шайтана -ставило его в один ряд с таинственными огненными змеями. Гору Шайтан "запечатал", пещеры "закрыл".

Конечно, образ "Запечатанных пещер" - это из области сказок. Но эти сказки почему-то упорно живут в Поволжье. После выхода в свет первой редакции книги "Легенды волжских подземелий" авторы получили множество откликов. В некоторых из них речь шла и о так называемых "запечатанных пещерах". Судя по рассказам - это какие-то пустоты в скалах, заложенные камнями. Самое интересное заключается в том, что поверхность этих пробок и места ее соприкосновения с нетронутой породой носят следы сильного разогрева.

Как будто кто-то мощной паяльной лампой поработал. Создается впечатление, что под действием высоких температур или каких-либо других факторов известняковые породы словно размягчились, а потом потекли - заполняя и сглаживая неровности, пустоты и трещины. Интересно отметить, что прочность получившейся корки значительно выше, чем просто известняка. Она также обладает и рядом других весьма интересных свойств. Например, высоким уровнем отражения света и теплопроводности. Создается впечатление, что эта преграда весьма эффективно отводит куда-то тепло, что, в свою очередь, приводит к конденсации влаги на ее поверхности.

Продолжим рассказ о Рахах - змеелюдях Поволжья. Другое место, где сравнительно недавно обитали змеелюди - северо-запад области.
В 1992 году в поездке "за легендами" авторов сопровождал представитель Самарской историко-экологической ассоциации "Поволжье" этнограф Кирилл Серебренитский.
Трудно поверить, что в наш промышленный век относительно недалеко от "кольца" крупных городов сохранился практически нетронутым уголок дикой природы. В народе его любовно называют Волжскими Альпами. Это сумрачно красивые, истинно сказочные места. Неуловимо загадочные и удивительно безмолвные, даже птиц не слышно. Только совы ночью аукают. Да поднимаются к небу над невысокими холмами скалы-останцы, наследие давно минувших эпох. В геологическом прошлом здесь бушевало многоводное море Тетис, а нынешние скалы - наиболее прочные породы, слагавшие древние острова (26).

У местных жителей с этими местами связаны мрачные верования. Даже сегодня они считают, что эти скалы, леса, болота населяют злые духи. И хотя напрямую никто не отваживается в этом признаться, они боятся этих мест и тех существ, которые, как они считают, тут обитают и чей покой нельзя тревожить.

Хотя особенно и "признаваться" некому, в ближайших населенных поселках, организованных в 30-х годах при выполнении сталинских директив, осталось жилыми всего четыре дома. Известно, что по своей воле в недавнем прошлом люди здесь не селились. Хотя и непонятно, почему. Дичи полно, земля не тронута, вода - целебная... (воду с этого горного массива нынче широко рекламируют и продают под названием "Вода Дворцовая").
Кирилл Серебренитский, работая с местным населением (живут тут главным образом чуваши), выяснил, что почти все, кто из них хоть раз побывал ночью на этих болотах, видели блуждающие огни - летучую нечисть. Основное время эти огни (их называют "огненными змеями") обитают глубоко под землей, лишь изредка поднимаясь на поверхность.
Известен случай, когда в 1974 году в одного из "огненных змей" в посёлке Аскулы стреляли из ружья (27). Сегодня об огненных шарах и прочих наваждениях в Аскулах рассказывают спокойно, без мистического ужаса и блеска в глазах, считая что видели "Врагов" - бесов.

На севере западе области "огненный змей" носил имя - Пата-Кабусь. Авторам называли и другое его имя (более привычное людям старшего поколения) Патавка-бусь - "летучая голова" или "птица-голова". Позднее, вернувшись в Самару, Кирилл Серебренитский специально проконсультировался с чебоксарскими этнографами и выяснил, что "патавка" - в современном чувашском языке совершенно непонятное и нераспространенное слово, весьма редко применяемое. Наиболее близкое ему "пудовка" - означающее старинное пудовое ведро. Тогда получается, что Пата-Кабуся это некая "Летучая голова" в форме старинного пудового ведра (28).

В чувашском языке "Бусь" (Пусь) имеет значение "исток", "начало". Это значение рисует нам облик загадочного существа, рожденного у "истоков" в самом "начале" эволюции.
В 1997 году авторам рассказывали, что Патавка-бусь, "охраняя свою территорию", уничтожил военный вертолет. Тогда погибли три члена экипажа (29).
3 августа 1997 года вертолет "МИ-24" словно попал в некое воздушное сито. Машина потеряла горизонтальную составляющую скорости и камнем вертикально упала на землю. Удар был такой силы, что сейсмический толчок фиксировался на расстоянии в 30 -40 км от места катастрофы. (Аналогов подобных аварий во всей мировой практике мало. Их можно пересчитать по пальцам. Машина была исправна. Все системы в норме. Погода для полета была очень хорошая, но авария все же произошла...) (30).
Огромные ямы - провалы в земле (некоторые из которых были осмотрены), по утверждению местных жителей, это современные следы загадочной деятельности "огненных шаров" - "летучих змей".

Авторам рассказывали, что однажды в одну из таких ям, открытых огненным шаром, внезапно на дороге рухнул целый свадебный поезд. И молодые, и гости, и даже лошади с телегами. Несколько дней из-под земли слышались стоны и плач. Потом все стихло...
Это легенда, но у дороги, возле старого лесного питомника действительно есть большая воронка, уже заросшая лесом. И дорога там делает резкую петлю - так, словно раньше действительно пересекала место провала. Некоторые местные старожилы еще помнят, что лет двадцать назад в ее центре был глубокий провал-колодец метров 15 глубиной. Потом его затянуло землей и песком. (В 2000 г в этот провал спускался Д.Ф. Китаев, но следов колодца не обнаружил. Также не обнаружил он там и каких-либо следов погибших людей).
В начале 70-х годов XX века в Ульяновской области горели леса. Пожарные расчеты не справлялись с огнем. Пламя грозило перемахнуть символическую границу и обрушиться на Самарскую область. И вдруг однажды в темную задымленную ночь небо озарилось яркой синей вспышкой. Как при землетрясении дрогнула под ногами земля, а потом донесся глухой гул. Затем над соснами почти вертикально поднялся в небо большой красный шар и "поплыл" на юго-запад.

Произошло это в районе нахождения загадочной пещеры "Совиная голова".
Когда пожарные добрались до района, где появился шар, то обнаружили, что земля на протяжении сотен метров была как бы выворочена изнутри, при этом образовалась длинная глубокая траншея... Деревья, которые раньше здесь росли, оказались вывороченными с корнями и отброшены в сторону. У некоторых сосен были обуглены и вершины и корни, словно их поразил сильнейший электрический разряд. Но метеорологи утверждают, что в этот день никаких гроз в этих местах не было.
Другой интересный факт - бушующий пожар дошел до этого "рва", остановился, повернулся и угас... Сложилось такое впечатление, что пламя что-то словно не пустило к пещере "Совиная голова". Возможно, это был "огненный шар", таким способом охраняющий своих "детей"?
Ничто не вечно, но все бесконечно.
Аватара пользователя

Мастер

Сообщения: 917

Зарегистрирован: 10 янв 2012, 20:55

Откуда: Нижегородская область , Сосновский район с.Рожок

Сообщение 07 апр 2013, 15:06

Re: Исторические загадки и тайны

Миф о Мировом подземелье




Каждое настоящее располагает собственным прошлым.

Р.Дж. Коллингвуд. Идея Истории


Будучи далеки от мысли в данной работе рассмотреть все современные мифы (данную задачу, авторы попробуют разрешить в серии планируемых к изданию последующих книг), рассмотрим миф о мировом подземелье и его приложение к территории Поволжья. Современная совокупная мифология наследовала идею древнего мира о существовании огромного подземного мира, системы особых каналов - тоннелей связанных с миром поверхности Земли.

Миф о Подземном Мире дискретен - от довольно примитивной идеи Полой Земли, развитой ариософами в конце ХIХ-го - начале XX-го веков, минуя множество промежуточных форм - этот миф достигает таких высот как Буддийское учение о подземных "свернутых" мирах Патала, Шеола или Сопряженных многомерных миров современной физики.
В более простых формах в различных районах Земли миф рассказывает о людях или целых племенах, укрывшихся в волшебных царствах в глубине земли. Кажется невозможным, что может существовать какая-либо связь между этими сказаниями. Но, внимательно изучая эту тему, вы начинаете замечать особые совпадения этих легенд.
Каждый вход в самую маленькую пещеру, каждая щель в скале предполагает, что кто-то уже ушел туда или живет там Каждый ручей, особенно подземный, поворачивает воображение к подземным переходам.

В мифологии Нижний мир предстает, как источник всяческого богатства. В землю бросают зерно, чтобы оно взошло колосом. Из земли добывают руду, там же прячут клады. В данной связи пещеры воспринимаются как кратчайший путь достижения Нижнего мира, возможно объекта, особого культа. В эпоху матриархата люди верили в образ "Мать-пещеры", ассоциированную с женским лоном, куда проникают солнечные лучи, небесно-космические фаллосы.

Но не всегда пещеры и нижний мир воспринимаются как благо. В современной культуре существует и мифический страх перед ужасной "Смертью в Глубине". Так, ее наиболее ярким представителем является пещера Китум, расположенная на границе Кении и Уганды. Она окружена мрачными легендами. Считается, что именно из ее таинственных глубин неосторожные "туристы" подняли на поверхность вирус Эболы.
Действительно, многие пещеры, особенно тропические - опасны. Их воздух, вода, пыль, экскременты подземных животных, например летучих мышей, могут быть заражены мельчайшими спорами различных грибков и болезнетворных бактерий.

Сюда необходимо добавить новые опасности, скрытые сегодня в подземных глубинах. В современной России более 350 подземных могильников химоружия, содержащих более 200 тыс. тонн яда. Подобные захоронения иногда производили в бетонных могильниках, а иногда просто в пещерах или траншеях, часть боеприпасов затопили в болотах и озерах. К настоящему времени известна только пятая часть подобных захоронений (8).
В индуистской мифологии сохранился образ полубожественных существ со змеиным туловищем и человеческой головой. Им принадлежит подземный мир - патала, где находятся их города и столица Бхагавати. Они считаются мудрецами и магами и в человеческом облике часто живут среди людей, охраняя свои тайные входы в подземный мир.

Многие исследователи центральной Азии говорят о подземной стране Агарти и ее путеводных тоннелях, опоясывающих весь мир. Легенды Центральной Америки хранят память о подземной стране Шибальба. В таинственных подземельях погасшего вулкана Монт Шаст, Калифорния, США - обитают "Древние Люди". Они миролюбивы, но всегда избегают каких бы то ни было контактов с путешественниками. Они обитают в огромном подземном городе, куда ведут секретные подземные ходы (9).

Существует легенда, что ряд европейских ученых (их было 98, включая "легендарного" Ландини) объединились с Гульемо Маркони Джеймсом в Латинской Америке для создания потайного города ученых внутри кратера одного из потухших вулканов на юге Венесуэлы (подробнее об этом, авторы расскажут в третьей книге цикла "Играющие тени").
Это легенда. В действительности археологи в конце XX века обнаружили в кратере Ширали в Анатолии (Турция) пещерный город - Карапынар. Его построили примерно во II веке. Здесь множество этажей - уровней соединены между собой пробитыми в скале узкими лестницами и вертикальными лазами. В некоторых коридорах устроены запорные камни. Здесь с внутренних сторон коридоров из боковых нишей выкатываются каменные блоки, похожие на мельничные жернова. Его система вентиляции продолжает работать до сих пор. Ходы-переходы соединяют Карапынар еще с тремя пещерными поселениями, находящимися в радиусе 20 км от кратера. Археологи там еще не работали. Многие ходы затоплены водами глубокого озера, расположенного в центре вулкана.

Рассмотрим несколько примеров.
Согласно легендам аборигенов Австралии под горами Большого Водораздельного хребта находится обширная подземная страна Бинумия. Известна, по меньшей мере, одна пещера на территории Самарской Луки с подземным озером-сифоном, довольно протяженным и глубоким.
Старинные предания Европы сохранили память о подземном лабиринте Парижа, Фонтенблонского леса и "сарацинских норах" в районе Лиона. В Америке - это легендарная пещера отца Филиппа, миссионера - кладоискателя, который якобы нашел сокровища индейских племен апачей в горах Виктория.

Не менее легендарно удивительное образование - "Дыра Дьявола", расположенная в пустынном месте штата Невада (США), ее размер 9 х 12 м. Расстояние до уровня грунтовых вод достигает здесь 120 м. Полной глубины этой расселины никто не знает. По преданиям местных жителей через этот "провал" в наш мир проникают различные подземные существа.
В Германии помнят пещеры Нибелунгов по берегам Рейна, где прятали волшебное золото и где "вечным сном" спит Фридрих Великий. (_По существующей со средних веков легенде Фридрих I Барбаросса "спит" в подземной гробнице горы Кифхейзер. Его племянник Фридрих II погружен в сон в горах Зальцбурга.

"В один чудесный день, когда засохшая груша вдруг принесет плоды, Спящий Король встанет из-под земли и снова соберет свои полки..."_).
В Ирландии, в провинции Манстер существует поверье, что в потайных подземельях одной из местных гор есть гробница древнего короля Конана. "Не будет исцеленья, если не будет доставлена Чаша... Мертвый Король лежит на подземном ложе не тронутый разложеньем, его душа пленена". А в гробнице спрятан волшебный ключ. И если этот ключ найдут, то с его помощью можно заставить подняться со дна моря волшебный остров Пра-Бразил.
Польский историк Станислав Сарницкий, живший в XVI веке сообщает:
"Русские стараются уверить в своих чудесах и героях, которых зовут богатырями, то есть полубогами. Они погребены по русскому обычаю в горных пещерах, которые будто бы, как подземные коридоры, тянутся на огромные пространства, от Киева до Новгорода Великого" (Анналы, 1585).

Современная легенда сообщает, что одна из первых полярных экспедиций американского адмирала Ричарда Бэрда "обнаружила на севере Аляски отверстие в земной коре, которое открывало доступ к обширному подземному району с тропическим климатом. (_В 2001 г в интернете промелькнуло сообщение, что в 1980 году недалеко от берегов Калифорнии под дном океана было обнаружено огромное полое пространство _). В пещерах Аляски были обнаружены озера с теплой водой, растительность и животные, очень похожие на динозавров. Все это Бэрд якобы заснял на кинопленку и подробно описал в своих дневниках. Считается, что существование этих подземных проходов, связывающих Восточную Сибирь и Аляску под дном Берингова моря - одна из тайн Американского Госдепартамента (10).

Действительно, в 1929 году американский полярный исследователь Ричард Бэрд (1888-1951) стал первым летчиком, пролетевшим на самолете над Южным полюсом. Позднее он побывал в этих местах в 1947 и 1955 годах. Именно эти его путешествия и породили массу загадочных толков и предположений.

На Волге, на Урале, на Алтае, на Кольском полуострове помнят о Чуди - народе, некогда ушедшем под землю. "Когда пришли русские на Урал, и услышала Чудь колокольный звон, то выстроила себе в глухих местах подземные убежища. Но и в леса проникли русские. Тогда Чудь подрубила столбы своих "подземных жилищ" и сама себя похоронила.
Вот здесь вход в великое подземное царство. Когда Чудь вошла в подземный ход, то закрыла вход камнями. Сейчас мы стоим прямо около этого подземного входа...

Исследуя этот холм на Алтае, я (Н.К. Рерих) вспоминал, как во время перехода через Каракарумский перевал мой проводник, указывая на пещеры, рассказал нам:
"Давным-давно здесь жили люди, сейчас они ушли под землю. Они нашли проход к подземному царству. Только очень редко некоторые из них появляются снова на Земле" (11).
Французский исследователь Рене Генон предполагает существование в нашем мире одного или нескольких подземных "духовных центров", где хранятся сокровища истинных знаний. В начале нашего временного цикла они были относительно открыты и доступны физическому восприятию. Неуклонный процесс духовного упадка, влекущий за собой разделение и помрачение во всех космических и планетарных сферах, обусловил все возрастающий разрыв между самой идеей традиции, теми, кто ее хранит, и теми, кому она предназначена. Так с течением времени хранилища знаний-традиций спустились с вершины Мировой горы в потаенные Мировые Подземелья (12).

В "Начальной летописи Нестора" 1096 года сохранились такие сведения:
"В горе (выходящей к заливу морскому) просечено оконце малое и оттуда говорят, но не понять языка их (живущих в горе), но показывают на железо и машут руками. Просят железо. И если кто дает им нож или секиру, они взамен дают меха... Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходят до них (горных жителей)" (13).
Рене Генон считает - "Традиция" может "помрачиться" или "исказиться", но в силу своей природы она не может пресечься. Рано или поздно начинается поиск, движение приводящее "ищущих" к ее восстановлению.

Н.К. Рерих в статье "Клады Захороненные" отмечал:
"Внезапно начинается движение. Бесконечным потоком идут странствующие певцы, монахи и нищие - несут чудесные сказания, написанные своеобразным тайным языком. Это носители Вести... Временами вы можете увидеть этих людей и их странные письмена... Странствуют по свету "указания" - ждут, ждут того, что сумеет понять и разгадать их смысл. - От Красного поля пойдешь на восход. Следуй этой дорогой, пока не увидишь могильный бугор. Поднимись на этот бугор и иди налево до Ржавого ручья. И затем вверх по ручью, пока не увидишь огромный серый камень. На нем найдешь след лошадиного копыта.
Здесь лежат клады, открывающие входы в подземные миры. Они ждут, известные и неизвестные, воспетые и не воспетые, легендарные и безымянные... Ждут Срока" (14).

Иногда этот Срок настает и специалисты, следуя наставлениям мифов, делают удивительные открытия. Так, в 1963 году, в центральной части Малой Азии (в Турции), в горах Каппадония - археологи нашли огромный подземный город. Его назвали по имени долины Гереме. Семь ярусов уходили на глубину до 85 м. Ходы и галереи имели протяженность более 30 км и могли вместить свыше 20 тыс. человек. Каждый ход в подземные галереи наглухо закрывался изнутри огромными валунами - "люками" округлой формы.
Знаменитый французский спелеолог Норбер Кастер, успешно преодолев сифон грота Монтеспан, открыл самые древние в мире статуи пещерного человека.
Согласно одному из современных мифов именно сокровища инков, укрытые хранителями в кордильерских пещерах, "поддержали" восстание индейцев в Перу в 1915 году.
Часть сокровищ была обращена в деньги, на которые закупили оружие. Это миф. А вот в реальности летом 1947 года один палестинский пастух нашел в одной из пещер в 2-х км от берега Мертвого моря ценнейшие древнееврейские рукописи (15).

По испанским легендам времен Конкисты в конце XX века были открыты и исследованы пещеры инков в горе Уакарана. Тоннели, пробитые исключительно в твердых породах, вели к подземным камерам острова Гуанако, пролегая под морским дном на глубине 25 м. По сообщениям зарубежной прессы, в 1974 году в джунглях Эквадора были найдены странные пещеры Лос-Тайос. Это системы запутанных проходов общей длиной около 5 км. Их стены и своды были невероятно гладкими, словно кто-то выплавил эти ходы в скалах. Так получается, если нагретый стальной прут ввести в кусок льда Позднее исследование этих пещер по непонятным причинам было прекращено. Подобное же рассказывают о некой пещере Сотано-де-Лас-Голондринас, расположенной на территории Мексики. Ее глубина более километра, а ширина - несколько сот метров. Это настоящий "рукотворный" (?) лабиринт, стены которого ровные и гладкие. В известняковом плато, поверхность которого усеяна карстовыми воронками и провалами, существует лабиринт проходов общей протяженностью более 48 км. Здесь множество гротов и залов. Вода, просачиваясь в пещеру через известняки, собирается в полноводные подводные реки (16).

Существует легенда, что в Южной Америке под руководством монахов-иезуитов 650 индейцев с 1767 по 1778 годы занимались строительством огромной сокровищницы. Главная галерея, пробитая в скале, имела в длину 188 м, а в ширину местами доходила до 40 м. Был огромный рукотворный лабиринт с ложными проходами, тупиками, поворотами, толстыми перегородками. В этих проходах был рассыпан яд. Имелось множество других ловушек, например опрокидывающиеся камни.
В пещере Ломбрив, близ Орнолака, в XII веке Катары построили тайную подземную церковь, имеющую множество коридоров, длиной в несколько километров. После поражения движения сотни верующих замуровались там и предпочли умереть от голода, но не отречься от веры.
По легендам были открыты ныне знаменитые Мамонтовы пещеры в штате Кентукки, США. Они представляют собой крупнейшую в мире сеть пещер, с суммарной длиной всех проходов и залов в 240 км. Мало чем уступает этим пещерам и комплекс Карладская пещера, расположенная в штате Нью-Мексико. Это грандиозная система залов с ныне исследованной протяженностью около 50 км, уходящих на глубину до 403 м.

На Руси с древнейших времен пытались использовать, а так же исследовать подземный мир.
Один из мифов, описывающих исследования подземных пространств, рассказывает, что некогда Иван III, объезжая свои владения, проводил раскопки кургана Синеуса. Он распорядился прорыть четыре шурфа, достать находки, а потом все засыпать, чтобы курган остался целым.

Сохранилось несколько косвенных свидетельств повышенного интереса русских военных к подземным сооружениям древности. По непроверенной информации в середине 30-х годов XIX века был издан указ царя Николая I - составить полное описание замков, крепостей и других старинных сооружений (в том числе и подземных) всей Российской империи. Была даже создана особая группа специалистов, согласно мифу подчиненных непосредственно Главноуправляющему Канцелярии его Императорского Величества Статс-секретарю Танееву (авторам неизвестно, существовал ли такой человек в действительности). Возможно, интерес к подземному миру русских военных обеспечивался лишь деятельностью отдельных изыскателей.

Так, А.В. Елисеев во время поездки в Сирию в 1884 году описывает подземный город Тиверсады, одно из самых любопытных сооружений Палестины. "Ряды этих пещер идут на обрыве скалы на высоте 60 саженей и практически недостижимы человеком. Пещеры эти прекрасно отделаны и сообщаются между собой, образуя обширный пещерный город. Далее располагается другая группа пещер, где может поместиться несколько тысяч человек. Все отдельные пещеры соединены между собой лестницами и ходами, световыми колодцами, пробитыми в скале. Имеется множество цистерн для сбора и хранения дождевой воды..." В своих дневниках А.В. Елисеев описывает храм "Захл", высеченный в одной из скал горного Ливана, подземелья Беть-Джибрина и Бени-Зельтана в Тунисе, огромный подземный комплекс древних водных цистерн Карфагена. Он посещает и осматривает подземный комплекс долины "Проклятых бань" в Алжире и систему подземных каналов и галерей, соединяющих некоторые колодцы в оазисах Южной Сахары, проложенных на глубине до 30 и более саженей (17).

Отмечены легендами катакомбы на Оке в Калужской области. Считается, что раньше здесь ходы тянулись на многие километры. Потом своды осели или были взорваны.
Сохранилось "спелеологическое предание", что в начале XX века в Архангельской губернии профессором Антоновичем была обнаружена система искусственных пещер времен каменного века. "Расчищенные пещеры представляли длинные своеобразные коридоры, свыше полутора метров высотой и около метра шириной, углубляющиеся в почву в различных направлениях. Одна из них, длиной около ста шагов, углублялась спиралью и представляла собой как бы оборот громадного винта..." (18).

Где были найдены эти пещеры и какова их судьба сегодня - авторам неизвестно. Существуют легенды о протяженной системе естественных пещер и "рукотворных ходов" существовавших в XVII-ХГХ веках в Кирилловых горах, что на Волге. Эта система простиралась на многие сотни метров и выводила к "подземным церквям" и тайным "молельным залам".
В конце XIX века в России широкое распространение получили старообрядческие убежища. Они были двух видов. Первый - избушка или две, три в лесной глухомани, чаще на острове, затерянном среди топкого болота. Второй - подземелье, довольно разветвленное, из двух-трех и более соединенных между собой отсеков с общим входом колодезного типа.
В XVIII веке где-то на Урале были сделаны рисунки большой пещеры и фаллос подобного менгира в ней (Архив Академии наук. Ф.21, Оп. 5, Д.39-47). Любопытно отметить, что это зафиксированное карандашом художника пещерное святилище тоже как-то незаметно исчезло из поля зрения исследователей.

Возможно, здесь речь идет о местечке с поэтическим названием "Дырявый Камень", расположенном на уральской реке Чусовой. Там отвесный каменный склон еще сравнительно недавно образовывал некое подобие огромного человеческого лица с "пещерой-ртом", в глубине которой еще в XVIII веке было найдено древнее святилище (19).
Установлено, что русская дореволюционная спелеология - эта работа одиночек, не имеющих должной подготовки и снаряжения, что предопределило их довольно скромные результаты.
Существует непроверенная информация, что в Москве еще за несколько лет до начала первой мировой войны сформировалась некая секта "подземников". Ее составляли люди, испытывающие неодолимую потребность спуститься вниз и жить там, внизу, небольшой замкнутой колонией.

Опыт Первой Мировой войны показал эффективность использования подземных оборонительных сооружений. В ряде стран Европы в начале 20-х годов XX века были начаты работы по сооружению разветвленных оборонительных систем: во Франции - "Линия Мажино", в Германии - на западе "Линия Зигфрид", на востоке "Линия Одер", в Финляндии "Линия Маннергейма", в СССР "Линия Сталина", на северо-востоке Китая - Маньчжурский укрепрайон и т.д. Существующая в этот период наступательная огневая мощь была не способна решить задачу по преодолению подобных оборонительных систем. Следовательно, нужны были специально подготовленные штурмовые подразделения, способные вести наступательные действия в подземных условиях.

Специфика подземного боя накладывала существенные ограничения на возможности применения обычных типов стрелкового вооружения. Взрывы, удары осколков, рикошет снарядов и пуль способны вызывать непредсказуемые обрушения, блокирующие систему подземных проходов. Представляется, что наиболее эффективным средством для ведения подземных боев являются огнеметы и ряд других специфических видов вооружения, не вызывающих сотрясений. Особую роль при штурме подземных объектов, а также эвакуации блокированных гарнизонов, могли играть такие экзотические машины как подземоходы. По непроверенной информации в 2001 году группа А. Кувичинского и В. Лебедева в рамках реализации программы "Телеспецназ" на "НТВ", на одном из давно заброшенных подземных объектов обнаружили старый экспериментальный подземоход. В СССР, согласно современным легендам, над машинами данной конструкции работала группа генерала Циферова.

Опыт Второй Мировой войны показал, что атакующей армии предпочтительнее не штурмовать подземные объекты в лоб, а совершать их обход; затем блокировать обороняющийся гарнизон, постепенно принуждая его к последующей капитуляции. В последующие годы, появление тяжелых авиабомб, ракет и снарядов, способных уходить на большие глубины и лишь после этого взрываться, сделали сооружение подобных убежищ мало эффективными. Особо уязвимыми оказались входы и выходы на поверхности, а также различные узлы транспортных коммуникаций.

Считается, что "обширные" свидетельства о "подземном мире" России были собраны и представлены в докладе известного спелеолога - археолога И.Я. Стеллецкого "Подземная Россия" (_И.Л. Стеллецкий (1878-1949) как спелеолог, одним из первых исследовал Библейские пещеры Заиорданья, тоннели и каменоломни Иерусалима, подземелья Константинополя, Александрии и многих других городов Востока. С 1907 года работал по исследованию подземелий Москвы. По легенде весь "подземный архив" Стеллецкого был изъят ЧК сразу же после Октябрьской Революции. Хотя сам исследователь проработал в Москве до самой смерти в 1949 году, периодически проводя различные изыскания под эгидой НКВД_).
Доклад был сделан на 15-м Археологическом съезде в Новгороде, где отмечалось удивительное "равнодушие археологов" к подземельям (доклад сохранился лишь фрагментарно, впрочем, как и большинство других работ исследователя).

Существует легенда, что в первые годы после революции спецслужбы проявляли повышенный интерес к подземному миру (20). Рассказывают, что уже в 1921 году на Кольский полуостров на поиск "Варяжских сокровищ" под эгидой ЧК была направлена специальная спелеологическая экспедиция. Она благополучно прибыла в район работы, и там ее след теряется. Согласно непроверенной информации в начале 30-х годов в структуре ОГПУ-НКВД было создано специальное подразделение специалистов, призванных действовать (а так же вести боевые действия) под землей. Эмблемой подразделения стала "Летучая мышь". (_Известны два типа современных эмблем. Первый, белый контур летучей мыши на фоне Земного шара, с надписью ВС РФ в верхней части и военная разведка, в нижней. Второй, черный контур летучей мыши на фоне Земного шара, перечеркнутого молнией, с надписью спецназ в верхней части и вооруженные силы в нижней. Существует изображение белой летучей мыши как эмблемы подразделений армейской разведки. Эмблема (от греч. emblema) - вставка, выпуклое украшение, условное обозначение отвлеченного понятия несущее скрытый смысл представляемого явления или объекта _).
Ничто не вечно, но все бесконечно.
Аватара пользователя

Мастер

Сообщения: 917

Зарегистрирован: 10 янв 2012, 20:55

Откуда: Нижегородская область , Сосновский район с.Рожок

Сообщение 07 апр 2013, 15:15

Re: Исторические загадки и тайны

Владычицы подземелий


Здесь, в тишине, в пещере сокровенной, Внимая вечно чьим-то голосам, живет Сивилла. Судьбы всей вселенной пред ним проходят Сменяются, как сны, в игре мгновенной.

В.Я. Брюсов. Амалтея


Многие путешественники XVIII-XIX веков, бывавшие в этих местах, сообщают о множестве следов укреплений и рвов, вырытых в скалах, о пещерах с железными воротами при входе. Они были уверены, что там (в глубине гор) должны быть скрыты огромные сокровища, но они заколдованы и никому не даются.
Предание "Завет Бориславны" сообщает, что "некая русская богатырша Бориславна захоронила свои (добытые на востоке!) сокровища в Жигулях, под скалистым курганом... Курган заповедный и сам перед героем в сужденый час раскроется. И будут ему (герою) в награду все укрытые богатства" .

Образ Бориславны тесным образом перекликается с образом легендарной мордовской царицы Анна-Патерь, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе Ош-Пандо-Нерь. Когда крепость пала, Анна бежала в горы. Для ее поимки враги послали целую армию, но княжна исчезла. Легенды рассказывают, что враги долго преследовали ее тень - "женщину на белой лошади". Но, в конце концов, все преследователи погибли, сраженные колдовскими огнями... А княжна укрылась в потайных пещерах и погрузилась в волшебный сон.
В середине прошлого столетия в этих местах археолог К. Неустроев, следуя "путем легенд", обнаружил останки древнего городища-укрепления, предположительно XI-XII вв. В те годы местные жители знали немало легенд о нагорном укреплении. Рассказывали, что у обитателей городища будто бы имелась целая сеть подземных переходов, и спускались они к воде, к пристаням по потайным шахтам и галереям, скрытым в толще горы... Так ли это, трудно сказать. Возможно, пищу подобным легендам дает пещера у подножия горы Ош-Пандо-Нерь, вход в которую завален камнями .

По рассказам старожилов еще в 50-е годы существовал на вершине Ош-Пандо-Нерь некий колодец, ведущий в большую пещеру с подземным озером. Потом приехали какие-то люди на машинах, что-то долго вымеряли и под предлогом, что здесь будут строить мост, колодец взорвали. Теперь нет ни пещеры, ни колодца, ни моста. Что это были за люди и кто конкретно давал распоряжения на взрыв, неизвестно .
Неоднократные поиски ученых-археологов, закладка шурфов, обширные раскопки в этом районе Самарской Луки больших результатов не дали. Косвенным образом в пользу существования в этом районе значительных подземных пустот, может свидетельствовать тот факт, что восточнее мыса во время высокого паводка, разлившаяся по пойме вода уходила в скальные трещины... и бесследно исчезала в подземных лабиринтах.
Образ Волжской богатырши Бориславны удивительно схож с европейским образом альбигойской Марии Магдалины - легендарной хранительницей Грааля. Грааль - священная чаша, или камня, что был ниспослан с неба. Согласно западноевропейским преданиям Магдалина укрыла Грааль (сокровище с востока) в одной из пещер на реке Роне, где-то недалеко от горного пика Монсегюр.

Еще ближе смыкается образ царицы Анны-Патерь и графини Эсламонды де Фокс. Многие отказывались верить в смерть графини после разрушения Монсегюра. Ее считали хранительницей Грааля и верили, что она погружена в сон в одной из пещер, которых было много в горе, на которой стоял замок. Хранительница пробудится в день Страшного Суда.
Рассказывают, что иногда в Жигулевских горах можно видеть призрак Анны, женщины в царском облачении с факелом в руках, горящим таинственным голубоватым пламенем. Если светит полная луна, ее бывает видно совершенно отчетливо.

С царицами Жигулевских подземелий легенды связывают и развалины древних городищ, найденных археологами на горе Манчиха, Белая Гора, Давыдова гора. Самарским спелеологам известны ходы на восточном склоне Белой Горы - напротив Каменного озера. Самый большой ход - извилистый коридор, кончающийся куполообразной камерой. Дальше - завал из крупных глыб. Стены пещеры покрыты льдом, низкая температура наблюдается здесь круглый год (до - 15 град. С). Спелеологи объясняют это тем, что внутри горы находятся значительные пустоты, порождающие устойчивую тягу воздуха. В окрестностях горы известно еще несколько более мелких пещер, полностью закрытых льдом.

Другая "Повелительница Гор Жигулевских" - колдунья Маринка (имеется в виду Мария Мнишек, жена Лжедмитрия I. После смерти мужа она с верными ей силами бежала в Поволжье). Она жива до сих пор и живет где-то в горе, "чарами чарует", "бродячими кладами повелевает".
В легендах и преданиях Самарского края ярко вырисовывается образ некой хранительницы - Хозяйки Гор. Подобно Хозяйке Медной Горы Урала (известной нам благодаря творчеству П. Бажова), она является повелительницей подземных пространств, куда допускает лишь избранных героев.

Например, сказ "Утес Шелудяк" повествует:
"Беззвучно разверзся вдруг камень под телом смельчака (Федора Шелудяки), бережно принял его в прохладные недра и снова сомкнулся перед скованными ужасом стрельцами".
Этот же сказ указывает, что "день ото дня стыла кровь молодца, вбирая извечный холод камня. Так и погиб за толщей гранитных глыб в страшной тоске по горячему солнцу. С той поры неутешна Хозяйка Гор. И по сей день стекают в Каменную Чашу ее прозрачные слезы" .

В легенде говорится о "гранитных глыбах" - как известно, Жигули сложены из мягких известняков (отсюда нестойкость пещер). Но, о "гранитных глыбах" в Жигулях пишут в своих воспоминаниях и бывший руководитель работ по строительству Волжской ГЭС И.В. Комзин: "В Жигулевских скалах рвали гранитные пласты" и писатель В. Суворов: "Сорокаметровый гранитный слой в Жигулях" . Что это - простое поэтическое преувеличение или что-то иное? Например, некоторые самарские старожилы вспоминают, что в овраге Сухая Брусяна на поверхность выходит особо прочный камень, как бы гранит. В древности местные крестьяне делали из него точильные бруски.

Жигулевские сказки и сегодня рассказывают, что можно попасть в "отполированные норы" Хозяйки. "На четвереньках в аккурат влезть в них можно. Кто проползал - видел на том конце, то, что было желанно сердцу. Кто море, кто степь, кто горы или лес".
Утес Шелудяк... На вход в подземный мир Жигулей указывает небольшая пещера у его подножия. В ней жили когда-то беглые крестьяне. Сегодня, во избежание несчастных случаев, внутренние лазы и ходы завалены камнями.
До середины второй половины XVIII столетия Жигулевские горы именовались Девьими. Легенды рассказывают о группе дев сестер-богатырок, меряться силой к которым приходили "добры молодцы" и "калика перехожий". Седая древность этой легенды отражена на карте 1459 года, на которой район Девьих гор именуется Амазонией.

В I тысячелетии до нашей эры в Среднем Поволжье жили племена, в которых, как установили археологические раскопки, особо почетное положение занимали женщины. Они были хорошо вооружены, участвовали в военных походах, а также были жрицами, посвященными в древние таинства. Для их погребения возводили огромные курганы. Один из таких курганов был раскопан у села Гвардейцы Борского района в 70-х годах XX века. В могиле наряду с бусами и глиняными пряслицами от веретена были найдены железный кинжал и наконечники стрел. Вот вероятно, откуда берут свой исток легенды о Волжской Амазонии.
Жигулевские легенды о "Девах" хорошо перекликаются с чешскими преданиями VII века о "красных девах Власты". Подобно сказочной правительнице Анне, Власта владела неприступной крепостью на горе Видовле.

Ее владения также считались Амазонией. Она самодержавно правила своей страной, устанавливая довольно странные законы. Под крепостью Власты простиралось обширное подземелье, где перед последней битвой ее женщины -воины укрыли сказочные сокровища. Клада этого до сих пор не нашли.
Более поздние сказания сообщают о кладах и гробницах дев-богатырок в горах Жигулевских. "В полночь сама перед ними раскрылась дверь в потайное подземелье. Большая горница. Блескучая роскошь подземных палат. Редкостные яства на широких каменных столах. Каменный гроб, поперек три обруча. Кругом бочки с золотом, серебром, бриллиантами. А до Спаса далече. Перед ними лампада теплится"
Ничто не вечно, но все бесконечно.
Пред.

Вернуться в Тайны, загадки и магия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей

cron